Ремонт

Свечи зажигания двухконтактные

Свечи зажигания двухконтактные

Различие между свечами зажигания: одно, 2х, 3х и 4х контактные

По мнению большинства автолюбителей, такие свечи – лучший выбор по соотношению цена/качество. Они имеют в своей конструкции 2 боковых электрода, которые не закрывают наконечник и не сильно препятствуют горячим газам очищать корпус изолятора. Пламя от искры равномерно поступает в камеру сгорания, обеспечивая стабильную работу поршня.

Свеча зажигания к авто

Если возникает вопрос, чем отличаются одноконтактные свечи от 2х, 3х и 4х контактных, то ответ очевиден — количеством боковых электродов. Кроме того, модели с несколькими «лепестками» обладают более долгим сроком службы.

Что дают одноконтактные свечи

Эти изделия являются сейчас самыми распространенными. Они популярны из-за низкой стоимости и невысоких требований к качеству топлива. Такие свечи хорошо работают в двигателях большинства автомобилей: от поддержанных отечественных машин до новых иномарок.

Конструкция модели довольна простая:

  • Сверху – белый керамический корпус.
  • Снизу – металлический стакан с резьбой.
  • Наконечник, над которым свисает 1 «лепесток».

Изделие легко вкручивается в свечной колодец. Между основным и боковым электродом зазор обычно составляет 0,8-1,1 мм. Это расстояние увеличивается со временем, так как металл стачивается от каждого разряда катушки, в результате возникают пропуски зажигания.

Как выбрать свечи зажигания

Как выбрать свечи зажигания

Поэтому основными недостатками одноконтактных свечей являются:

  • низкий запас ресурса (медных и никелевых изделий хватает на пробег 15-30 тыс. км);
  • нестабильность в искрообразовании (особенно зимой).

Для обеспечения надежного пламеобразования и повышения мощности заряда производители уменьшают диаметр наконечника (с 2,5 до 0,4 мм). Дополнительно его покрывают сплавом благородных металлов (платина, иридий, иттрий), что снижает скорость износа в 2-3 раза. Также, чтобы уменьшить погашающий эффект и гарантировать более полное сгорание топлива на боковой контакт наносят U-желобок, а центральному электроду придают V-образную форму.

Отличительные особенности свечей зажигания

Чтобы уменьшить износ изделия, производители, помимо использования драгоценных материалов, стали выпускать модели с несколькими электродами. Наибольшей популярностью пользуются продукция Ngk, Bosh, Denso, Brisk.

Трехконтактные

Данный тип свечей обычно используются в двигателях автомобилей среднеценового сегмента. Они гарантируют стабильное пламеобразование, но весьма требовательны к качеству топлива. С плохим бензином они прослужат не дольше, чем обычные свечи.

Некоторые специалисты утверждают, что срок жизни 3-контактных изделий в несколько раз больше, чем у одноконтактных. Действительно, боковые «лепестки» стираются равномерно, так как искра бьет поочередно в ближайший по мере их износа. Но важно понимать, что прежде всего электрической эрозии подвергается центральный наконечник. Его запас прочности зависит от материала. Например, если спайка из иридия, то изделие прослужит до 90 тыс. км пробега.

Двухконтактные

По мнению большинства автолюбителей, такие свечи – лучший выбор по соотношению цена/качество. Они имеют в своей конструкции 2 боковых электрода, которые не закрывают наконечник и не сильно препятствуют горячим газам очищать корпус изолятора. Пламя от искры равномерно поступает в камеру сгорания, обеспечивая стабильную работу поршня.

Четырехконтактные

В конструкции этих изделий 2 пары электродов, имеющих зазор 0,8 мм и 1,2мм, соответственно. Благодаря такому строению, свечи подходят для большинства карбюраторных и инжекторных двигателей.

Различные свечи зажигания

Различные свечи зажигания

Эти свечи хуже остальных моделей очищаются от нагара и создают меньше пламя на малых оборотах. Но зато они имеют самый большой запас ресурса (особенно с иридиевым напылением). Связано это с тем, что 4 боковых контакта стачиваются от электрических разрядов по очереди. Кроме того, они не закрывают пространство над наконечником, что обеспечивает равномерное распределение огня от искры. Из-за этого сбалансирована нагрузка на стенки поршня.

Некоторые автовладельцы утверждают, что после установки многоэлектродных свечей заметили следующее:

  • нет проблем с запуском машины даже зимой;
  • возросла мощность двигателя на 2-3%;
  • снизилось потребление топлива на 0,4-1,5%;
  • уменьшился выхлоп газов на 4-5%.

Кроме того, некоторые двигатели рассчитаны на одноконтактные с расположением «лепестка» над наконечником, чтобы разряд был вдоль оси. А для других моторов требуется боковой зазор. Поэтому выбор подходящей модели следует проводить вместе со специалистом, иначе возникнут проблемы в работе мотора.

Разновидности свечей зажигания и принцип их работы

Свечи зажигания вызывают воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах бензиновых двигателей. Существуют разные виды этих деталей, они отличаются ресурсом и эксплуатационными характеристиками. От правильности выбора зависит ряд параметров: расход горючего, КПД, мощность двигателя и т.д.

Характеристики и принцип работы свечей зажигания

В момент, когда поршень подходит к верхней точке, на электроды подается напряжение в несколько киловольт. Это вызывает появление искры (плазменного разряда) с последующим воспламенением топливно-воздушной смеси.

Принцип работы

В современных автомобилях используется электронное зажигание с бесконтактным распределителем. Импульс подается по сигналу от датчика Холла.

  • калильное число;
  • расстояние между электродами;
  • диаметр и длина резьбы;
  • тепловая характеристика;
  • ресурс.

Кроме того, имеются различия по типу головки под ключ.

Материалы изготовления

Электроды свечей бывают:

  1. Никелевыми.
  2. Биметаллическими. Состоят из никелевой оболочки и медного сердечника, улучшающего теплоотвод.
  3. Платиновыми или иридиевыми.

Встречаются и комбинированные варианты.

Устройство свечей

В конструкцию изделия входят:

  1. Керамический изолятор.
  2. Металлический стакан с резьбой (юбки).
  3. Электроды — 2 или более. Центральный пронизывает изолятор и заканчивается контактом для подсоединения провода.
  4. Помехоподавляющий резистор (некоторые модели).

Устройство

Реже встречаются лазерные версии, не имеющие электродов. Топливо поджигается концентрированным световым пучком.

Разновидности и маркировка

Классификация свечей для авто по строению:

  1. Классические. Имеются центральный и 1 боковой контакты.
  2. Многоэлектродные. Бывают трех- и четырехконтактными. Разряд в плазме возникает между центральным и тем из боковых электродов, на котором меньше нагара.

По назначению свечи делятся:

  • на традиционные;
  • факельные (форкамерные).

Маркировка свечей зажигания

Вторые работают в двигателях особой конструкции, у которых в цилиндрах имеется небольшой отсек для поджига подаваемой туда отдельным образом обогащенной топливной смеси. Технология не получила широкого распространения.

Параметры свечи закодированы в буквенно-цифровом обозначении (маркировке). Расшифровка зависит от производителя. У отечественных моделей первая литера соответствует диаметру резьбы. Например, А означает 14 мм.

Далее указывается калильное число. Последующие буквы содержат информацию о материале электродов, величине искрового промежутка и т.д.

Зарубежные производители применяют разные принципы маркировки. Расшифровать код можно по каталожному номеру изделия.

Отличие стандартной иридиевой и платиновой свечей

Применение стойких к агрессивным факторам драгметаллов позволило уменьшить диаметр электрода с 2,5 до 0,4 мм. Острый контакт продуцирует более яркую искру, лучше поджигающую горючее. Кроме того, платиновые и иридиевые свечи обладают увеличенным ресурсом.

Срок службы

Длительность эксплуатации определяется пробегом:

  1. Никелевые с медным сердечником — 20-30 тыс. км, с электродами уменьшенного размера (улучшенное искрообразование) — 10-15 (тыс. км).
  2. С напылением из платины и иридия. Выдерживают до 60 тыс. км.
  3. С напайкой из драгметалла. Рассчитаны на 60-100 тыс. км.

Комбинированные версии с иридиевым центральным электродом и никелевыми боковыми по сроку службы эквивалентны первой группе.

Неисправности и поломки свечей зажигания

Деталь выходит из строя по следующим причинам:

  1. Электроды обросли нагаром. В худшем случае между ними возникает токопроводящая перемычка из сажи. Наиболее распространенные причины: не отрегулирована система питания либо неправильно выставлен угол опережения зажигания.
  2. Увеличен искровой промежуток.
  3. Контакты изношены (появились скругления).

Неисправные свечи рекомендуется заменить.

Лучшие свечи зажигания

Ниже приведены модели, получившие наивысшую оценку пользователей.

Denso PK20PR P8

Долговечные японские двухконтактные свечи с наконечником из платинового сплава на электродах. Материал с повышенной износоустойчивостью — собственная разработка компании. Ресурс составляет 100 тыс. км.

Denso PK20PR P8

Bosch WR7DP

Немецкие изделия с центральным электродом, утопленным в изолятор. При таком исполнении он меньше изнашивается. Кроме того, увеличению ресурса до 55-60 тыс. км способствует платиновое напыление.

Читайте также  Ремонт форсунок делфи

Bosch WR7DP

Champion RN9YCC4

У этой модели классическая 2-контактная конструкция, но оба электрода выполнены из меди. Они хорошо отводят тепло, чем уменьшают риск калийного зажигания и продлевают ресурс детали.

Champion RN9YCC4

Brisk Premium LOR15LGS

5-электродная свеча. Центральный контакт с иридиевой напайкой, боковые — иттриевый сплав поверх медного сердечника. Массовые электроды ниже анодного, что обуславливает длинную искру и, как следствие, хорошее воспламенение.

 Brisk Premium LOR15LGS

Недостаток: устроенная таким образом свеча будет плохо работать при низком напряжении. В дождливую погоду при включенных фарах и дворниках, когда есть утечка заряда из-за обилия влаги, она плохо влияет на экономичность и другие показатели двигателя.

Beru Ultra X 79

Особенность этой немецкой модели заключается в разных искровых промежутках. 2 боковых электрода отстоят от центрального на 0,8 мм, другая пара — на 1,2 мм. Этим обеспечивается хорошая работа при любом качестве топлива.

Beru Ultra X 79

Bosch FR7DCX

Изделие с 2 электродами. Для улучшения функционирования оснащено помехоподавляющим резистором.

10 Bosch FR7DCX

Beru Z193

Центральный электрод этой 2-контактной модели состоит из 2 частей. Когда на одной накапливается нагар, начинает работать вторая.

svechej-zazhiganiya-9-beru-z193

Denso K20TXR

Трехконтактные свечи с никелевыми элементами. Хороший теплоотвод обеспечивает высокое калильное число (20).

Denso K20TXR

NGK BKR6EK 2288

Трехэлектродные изделия. Улучшенные характеристики обусловлены закруглением на боковых контактах и V-образной выточкой на центральном.

NGK BKR6EK 2288

Bosch Platinum WR7DP

Улучшенная разновидность версии, представленной выше. Вместо напыления на контактах имеется платиновая напайка. Это позволило уменьшить их размер и увеличить ресурс изделия.

Bosch Platinum WR7DP

Какие свечи стоит выбрать

Подбор изделий в первую очередь осуществляют по калильному числу. Оно должно соответствовать заявленному в автомобильном руководстве.

Многоэлектродная конструкция предпочтительней традиционной из-за следующих преимуществ:

  1. Служит дольше.
  2. Не имеет преграды между искрой и топливом.
  3. Отличается высокой надежностью.

В новый двигатель при условии использования качественного топлива целесообразно установить свечи с контактами из драгметаллов. Особенно если доступ к ним затруднен.

Советы специалистов

Рекомендуемый межэлектродный зазор — на 0,1 мм меньше указанного в характеристиках машины.

При эксплуатации двигателя в форсированном режиме во избежание накаливания контактов целесообразно подобрать т.н. холодные свечи.

Нельзя очищать от нагара электроды с покрытием из драгметаллов. Двигатель эксплуатируют некоторое время на обедненной смеси, в результате чего копоть удаляется за счет самоочистки.

Свечи зажигания для Рено Дастер 2.0, и 1.6

Свечи зажигания для Рено Дастер 2.0, и 1.6

Штатные свечи для систем зажигания, как 2.0, так и 1.6 литровых движков Рено Дастер — это изделия, которые имеют артикул 7700500155 по каталожной нумерации производителя, а именно Renault.

Важно! Данные изделия рекомендуется заводом ставить на все моторы Дастера вне зависимости от их объемов и периодов выпуска.

Что касается свечей накала с целью прогревов дизельных движков перед их запуском в зимнее время (у Рено Дастера — это 1.5 литровые моторы 9K9) , то это изделия, которые выпускаются под артикулом 8200682592.

Какие свечи, помимо упомянутых, могут быть применимы для движков Дастера?

Оригинальные изделия для систем зажигания силовых агрегатов Renault выпускаются преимущественно такой компанией, как Champion, где они имеют собственное каталожное обозначение в виде RC87YCL, а также в связи с заменой внутренней нумерации продукции они имеют теперь такое обозначение, как OE033/T10.

Что касается конструкций и электротехнических параметров, то это классическое исполнение с одним электродом, расположенным сбоку, а относительно сопротивлений, то это довольно широкий разброс параметров, начиная с 3,0 и вплоть до 7,5 Ком.

О свечах в Рено Дастер 2

В последнее время наши гаражные Левши начали ставить, в том числе, и на движки Дастеров двух электродные конструкции, которые имеют артикулы 7700500168, отмечая при этом, что при работе силовых агрегатов вхолостую на этих свечах наблюдается существенное снижение вибрации моторов. Вибрация снижается, судя по всему, из-за веерных разбросов исковых разрядов, тем самым смягчая детонационные свойства топливо-воздушных смесей.
Кстати, этот опыт применения источников зажигания с двумя боковыми электродами сейчас успешно перенимают сервисные дилерские центры при осуществлении номерных техобслуживаний Рено Дастера.

Кроме двухэлектродных свечей дилерские центры предлагают дастероводам ставить изделия под таким артикулом, как 224018651R российского (г. Энгельс) производства.

Помимо этих свечей дилеры могут предложить, также продукцию в оригинальных коробках Bosh, имеющую обозначение в виде почти сатанинского номера 0242235666, напрочь отбивая охоту их ставить на свои машины наиболее мнительным представителям нашего гаражного сообщества.

Но не только из-за наличия трех шестерок, но и потому, что они объективно, судя по отзывам, тех, кто их пробовал ставить на Рено Дастеры, хуже оригинальных изделий 7700500155. У движков хромает, как динамика, так и холодный запуск.

Размерные и калильные характеристики оригинальных свечей для движков Дастера

Размерные параметры оригинальных свечей зажигания, в мм. Параметр
калильного
числа
Материал
электрода
Длина
резьбовой
части
Диаметр
резьбовой
части
Размерность
шестигранника
Межэлектродный
зазор
19 М14*1,25 16 0,90 8,70 никель

Что касается так называемого калильного числа, то это не что иное, как показатель времени нагрева свечей до состояния, когда они могут воспламенять воздушно-топливные смеси в зависимости от появления искры.

Чем больше калильное число, чем горячее свеча, и наоборот.

От чисел калильности свечей зависят сферы их применения в системах зажигания различных типов движков и способность противодействовать отложениям. С визуализацией этой зависимости можно ознакомиться на этой картинке:
О свечах в Рено Дастер 2Что касается расположения калильных чисел в маркировках изделий для систем зажигания ДВС, то, как правило, они расположены вначале маркировок (см. на фото):
О свечах в Рено Дастер 2

Какие наиболее популярные у дастероводов свечи — аналоги?

Опытным путем, наши коллеги-владельцы Дастеров определили, что наиболее достойные для замены оригинальных свечей являются такие аналоговые изделия, как:

  • японского производства, а именно Denso под маркой K20PR-U, обладающие боковыми пазами в виде буквы U, из-за чего искровой разряд становится более мощным, что способствуют полному сгоранию воздушно-топливных смесей. А это значит, что они почти не образуют нагара;
  • немецкая продукция компании BERU, имеющая маркировку Z193, с наличием хорошей прессы большого числа одобрительных отзывов от наших дастероводов;
  • французские свечи от EYQVEM с артикулом (или с кодом поиска) REN58LZ, которые по свидетельству представителей нашего гаражного общества взаимопомощи способствуют уменьшению шумности движков и проявлений их детонации, особенно в связи с применением российского, скажем так, муниципального качества бензина.

О свечах в Рено Дастер 2

О свечах в Рено Дастер 2

О свечах в Рено Дастер 2

Иридиевые свечи

Наиболее востребованные у наших дастероводов — это расходники с иридиевыми электродам производства Denso под маркой IK20TT, которые хоть и значительно дороже оригинальных, а тем более аналоговой продукции, однако они имеют:

  • чуть ли не вдвое больший эксплуатационный ресурс;
  • постоянные параметры зазоров между электродами вне зависимости от продолжительности использования;
  • а также остаются неизменными параметры сопротивления.

О свечах в Рено Дастер 2

ДВС, оснащенные этими иридиевыми расходниками обладают наилучшими динамическими характеристиками.

Когда нужно менять свечи на Рено Дастере?

Заводской регламент требует, чтобы замена этих расходников осуществлялась при достижении 30 тысячного пробега с возможностью проведения самостоятельной процедуры, для чего требуется трубчатый ключ на 16, а также головка 8 миллиметровой размерности для снятия катушки.

Взаимозаменяемость свечей зажигания – как правильно выбрать новую свечу?

Когда требуется замена свечей зажигания, многие автолюбители, стремясь улучшить рабочие характеристики двигателя, стараются подобрать что-нибудь новенькое, эксклюзивное. Однако, как говорится, лучшее – враг хорошего, и далеко не всякая продукция с мировым именем может подойти. Чтобы не «обжечься» при покупке новых свечей, надо знать по каким критериям их выбирать.

Читайте также  Пропуск зажигания что такое

Главные критерии выбора свечей зажигания

Прежде всего, как бы ни было велико желание улучшить работу двигателя, всегда следует устанавливать свечи только тех марок, которые рекомендованы в прилагаемом к автомобилю руководстве по эксплуатации. Если выполнить это не представляется возможным, надо для новых свечей выдержать следующие основные условия соответствия штатным:

  1. Ввертываемая часть должна быть идентичных размеров.
  2. Тепловая характеристика должна быть наиболее близкой.

Выполнить эти требования поможет специальная таблица взаимозаменяемости, представленная ниже.

Установка свечей зажигания

Установка свечей зажигания

Первый пункт затрагивает все габаритно-присоединительные параметры: длину части, на которой нарезана резьба; шаг и диаметр этой резьбы; размер шестигранника, соответствующий номеру ключа, используемого для установки свечи. Все они жестко привязаны к каждой модели двигателя. Свечи с неподходящей резьбой или шестигранником просто невозможно будет установить. Ничего хорошего не получится, если попытаться «запихать» вместо обычных (коротких) 12 мм длинные – 19 мм. Имеется в виду длина части, где нарезана резьба. В лучшем случае движок станет плохо работать, а при худшем раскладе ему потом потребуется ремонт, и порой очень даже серьезный.

Немаловажной является и величина зазора между электродами. Она указывается в «Руководстве» к автомобилю. Однако для многих свечей зажигания параметры искрового зазора указываются в их маркировке либо на упаковке. Эта величина всегда ограничена пределами 0,5–2 мм. Зазор может быть регулируемым (подгибают боковой электрод) и нерегулируемым – это зависит от конструкции электродов. Регулировку невозможно выполнить на свечах, у которых отсутствуют боковые электроды, или они есть, но их несколько, и они «объединены».

Что нужно знать о калильном числе?

Теперь о втором пункте взаимозаменяемости – соответствие тепловых характеристик. Их показателем является калильное число, которое указывается в маркировке и отражает способность свечей зажигания нагреваться в условиях различных температурных нагрузок двигателя. Ведь они от десятков до сотен раз в секунду то находятся в среде очень раскаленного газа с высоким давлением, температурами, измеряемыми несколькими тысячами градусов, и электрическим напряжением до 30 000 В, то оказываются под воздействием рабочей смеси, только что образованной из паров бензина и атмосферного воздуха, имеющих температуру почти, как у окружающей среды.

Отечественная промышленность производит свечи с калильными числами 8, 10, 11, 14, 17, 20, 23 и 26 (все типы перечислены ниже в таблице). У зарубежной продукции нет единой шкалы. Свечи с большим калильным числом называют холодными, а с маленьким – горячими. Они отличаются комбинацией различных конструктивных особенностей корпуса, изолятора и других деталей, которые обеспечивают изделиям первого вида гораздо лучший отвод тепла, чем у второго. Собственно, калильное число отражает способность свечей накапливать тепло.

Конструктивные особенности корпуса

Конструктивные особенности корпуса

Для нормальной работы двигателя и безотказной работы любых свечей последние должны нагреваться до 600–800 °C и не выше 900 °C, иначе начнется калильное самовоспламенение рабочей смеси – детонация. А если температура будет ниже 600 °C, то на свече начнут накапливаться продукты сгорания, от которых она сама освобождается при большем нагреве – они дожигаются и смываются потоком горящих газов.

На разных двигателях условия работы свечей отличаются, ведь они будут подвергаться неодинаковым температурным нагрузкам.

Условия работы свечей

Условия работы свечей

На мощных, форсированных моторах они будут получать гораздо больше тепла, чем на малофорсированных. Поэтому на первых двигателях должны быть установлены холодные свечи, а на вторых – горячие. Иначе холодные на малофорсированном моторе будут нагреваться только до 400 °C и вскоре покроются таким слоем сажи, что перестанут работать. А горячие на мощном двигателе при больших и даже средних нагрузках быстро раскалятся до температуры свыше 1000 °C, и в цилиндрах возникнет калильное самовоспламенение смеси.

Чем больше электродов, тем лучше?

У многих автолюбителей повышенный интерес вызывают свечи нестандартных, оригинальных конструкций, чаще всего с 3-мя боковыми электродами. Имея некоторые преимущества, они не лишены недостатков – поэтому и не смогли полностью заменить обычные, с 1-м электродом.

Вопреки распространенному ошибочному мнению, на 3-электродной свече зажигания образуются не 3, а всего 1 искра: разряд тока «пробивает» промежуток с наименьшим сопротивлением, которое зависит как от зазора, так и нагара на каждом отдельном электроде, температуры и химического состава среды, отличающихся в каждом участке камеры сгорания. То есть всегда задействован только какой-то 1 электрод, а остальные препятствуют нормальному эффективному распространению пламени и мешают свежей порции горючей смеси охлаждать тепловой конус свечи.

Изделие с 3-мя боковыми электродами

Изделие с 3-мя боковыми электродами

Правда, срок службы таких изделий больше, потому что, работая попеременно, ее электроды дольше не выгорают. Но это преимущество не стало решающим. Гораздо эффективней себя зарекомендовали изделия, у которых один или оба электрода имеют медный сердечник. В момент образования искры они лучше раскаляются, а в ожидании следующей быстрее «остывают».

Выбор и взаимозаменяемость свечей зажигания

Правила выбора свечей зажигания, отличных от указанных в руководстве по эксплуатации конкретной модели транспортного средства, достаточно просты. Во-первых, не надо искать какие-то «необыкновенные» свечи и ждать от них чуда – даже самые дорогие не спасут требующий ремонта двигатель, а исправный будет работать идеально и с обычными.

Выбор качественных деталей

Выбор качественных деталей

Во-вторых, выбирая те или иные изделия, у производителя или дилера, торговой сети следует поинтересоваться рекомендациями относительно применимости покупаемых свечей зажигания – плохого они не посоветуют. Если решено подобрать продукцию под собственный стиль вождения, рассчитывая увеличить мощность двигателя «правильной» или «заточенной» свечкой, то в этом поможет маркировка на свечах, которую надо будет расшифровать.

К сожалению, единой маркировки не существует. Практически каждая компания-производитель применяет свою собственную систему кодировки, и разобраться со всеми вариантами маркировки не так просто. Поэтому самый легкий и единственный способ подобрать свечу на 100 % правильно – воспользоваться фирменным каталогом изготовителя либо таблицей взаимозаменяемости, одна из наиболее полных версий которой представлена ниже.

Взаимозаменяемость свечей зажигания, выпускаемых разными производителями.

Как правильно выставить зазор на свечах зажигания

Работа автомобильного двигателя во многом определяется исправностью электрики. Если зазор на свечах зажигания будет неправильным, мотор станет дергаться и трудно заводиться, повысится расход горючего, упадет тяга. Поэтому надо знать точный (паспортный) размер между верхним и нижним контактами, а при надобности — уметь его выставлять.

Допустимые нормы

Будет правильно сразу при покупке измерить зазор на элементах. Показатель конкретно зависит от модели автомобиля. Например, для современных впрысковых движков нормальным считается просвет в 1-1,3 мм. А вот для карбюраторных моторов, где задействован прерыватель, заметно ниже — 0,5-0,6 мм или 0,7-0,8 мм (CDI).

Регулировка зазора свечи

Регулировка зазора свечи

А вообще, как ни странно, единого правила по этому поводу нет. Узнать, как поведут себя свечи на разных движках и требуют ли разного зазора можно только, анализируя работу элементов на практике. «За рулем» даже провел эксперимент в связи с этим.

Неправильный зазор приводит к различным проблемам в работе ДВС:

  • троению;
  • детонации;
  • увеличению расхода горючего;
  • падению мощности;
  • сложностям с запуском, особенно в зимнее время;
  • медленному набору скорости;
  • дерганию и рывкам.

Также это сказывается на состоянии свечей, которые быстро обрастают нагаром. Зажигание сквозь черный плотный налет проходит трудно. Приходится снимать детали и очищать их каждые 15 тыс. км.

Увеличенный зазор

Сегодня многие фирмы-производители выпускают элементы с зазором 0,4-1,3 мм. Однако по мере износа (примерно через 50-60 тыс. км) промежуток может расшириться, ведь контакты подвергаются не слабым нагрузкам.

Читайте также  Какое зажигание лучше раннее или позднее

Элементы просто выгорают — верхний электрод становится более тонким и закругляется, а нижний смещается. Такая ситуация ни к чему хорошему не приводит. Мощность искры падает, топливная смесь нормально не поджигается, пробивается изолятор и катушка. Большой зазор легко определить по искре. Она становится нестабильной, мигает и выдает разноцветные оттенки.

Таким образом, увеличенным зазором считается расстояние между контактами более 0,4-1,3 мм. Искра в этом случае будет мощнее, что грозит пробоями изолятора и элементов системы зажигания — катушки, трамблера и т. д.

Увеличенный зазор свечи

Увеличенный зазор свечи

Уменьшенный зазор

Проблемным является и просвет между электродами меньше 0,4 мм. Из-за этого разряд получается слабым, и не может воспламенить горючую смесь. В лучшем случае топливо сгорит, но не полностью.

  • заливание свечей остатками бензина;
  • полное исчезание искры;
  • троение силового агрегата;
  • запуск мотора через раз.

Естественно, что в таком режиме двигатель автомобиля начнет испытывать перегрузки, а в выхлопе увеличится количество вредных веществ.

Как измерить зазор между электродами

Самый правильный способ — использование специальных мерок. Свечу надо держать центральным электродом вверх, мерки вставлять между ним и каждым из боковых электродов (бывают детали с несколькими электродами). Прилагать больших усилий не стоит — мерка должна входить вплотную с небольшим нажимом, что укажет величину промежутка.

Если специальных мерок нет, то можно использовать другие инструменты.

  1. Монета. По его краю идет ободок, выполняющий функцию измерителя. Он вставляется между электродами и поворачивается так, чтобы встал впритык. Затем проверяется величина, нанесенная на шкале. Недостаток монеты — она стачивается, и промежуток между контактами часто показывается больше, чем есть на самом деле.

Дисковый измеритель зазора свечи

Дисковый измеритель зазора свечи

  1. Проволока. Вместо диска в зазор вставляется круглая проволока с фиксированной толщиной. Измерить точное расстояние этим приспособлением тоже сложно.

Проволочный измеритель зазора свечи

Проволочный измеритель зазора свечи

  1. Плоский щуп. Обычно идет в наборе. По виду напоминает швейцарский нож. Достаточно подобрать вариант нужного размера.

В крайнем случае, можно узнать, каким должен быть нормальный зазор на свечах зажигания и найти подходящий по размеру инструмент — например, металлическую линейку. Войдет она ребром с натягом, значит, все нормально, а если свободно — расстояние большое.

Интересно. В эпоху СССР использовали обычный свечной ключ. С его помощью выставляли зазор на мопедах, мотоциклах, автомобилях.

Регулировка

Настройка нужна, когда просвет между контактами отличается от заводских параметров. Например, когда он должен быть 1,1 мм, то разнобой даже в 0,1 мм не допускается.

Корректировка проводится методом воздействия на нижний электрод. При этом отогнуть его легче, чем подогнуть. Работа должна проводиться аккуратно, без спешки. За один раз нельзя изменять зазор больше чем на 0,5 мм. Если требуется, процедуру делают повторно через несколько секунд — чтобы тонкий металл не сломался.

Отгибание электрода свечи

Отгибание электрода свечи

Подробнее это выглядит так:

  • если требуется уменьшить промежуток, то боковой контакт немного подгибается в сторону центрального электрода — лучше прижать его к какой-нибудь плоской и прочной поверхности (стол) и надавить;
  • если нужно увеличить, то боковой электрод надо отогнуть.

Промежуток надо выставлять и для новых свечей зажигания — хотя крупные производители (Бош, Денсо) ничего не пишут по этому поводу, данную процедуру они советуют проводить с помощью опытных работников СТО. Да и бренды не такие знаменитые часто пишут на упаковке — мол, сначала бери щуп, а потом устанавливай.

Помните, что умение грамотно ставить зазор на свечах зажигания сэкономит вам топливо до 5-7% и обеспечит беспроблемное функционирование ДВС. Кроме того, сами свечи прослужат дольше, так как вероятность пробоя изолятора в этом случае сводится практически к нулю.

Чем дорогие свечи зажигания отличаются от дешевых, и стоит ли переплачивать

Чем дорогие свечи зажигания отличаются от дешевых, и стоит ли переплачивать

В принципе все свечи зажигания конструктивно похожи. Они состоят из керамического изолятора, резистора, теплового конуса, токопроводящего сердечника и электродов. Почему же одни свечи, условно стоят сто рублей, а другие тысячу? Они что в десять раз лучше? А если лучше, то, чем?

Чем дорогие свечи зажигания отличаются от дешевых, и стоит ли переплачивать

A — Керамический изолятор. B — Резистор, изготовленный методом высокотемпературного спекания внутри свечи. Препятствует возникновению радиопомех. C — Медный центральный электрод. D -Тепловой конус, позволяющий расширить диапазон калильного числа. E — Медный сердечник. F — Увеличенный тепловой зазор. G — Электрод «массы» из титанового сплава.

Электроды являются наиболее важной деталью любой свечи зажигания. На срок службы и эффективность работы свечи в первую очередь влияет материал, из которого эти электроды сделаны, а также зазор между ними. Классикой жанра являются свечи с двумя электродами, центральным и боковым, которые изготовлены либо из стального сплава, содержащего никель, либо имеющие медный центральный электрод, часто с дополнительным покрытием из другого металла его рабочей части. Но есть и другие варианты. Например, платиновые и иридиевые свечи. Это не значит, что они целиком изготовлены из драгоценных или редкоземельных металлов – достаточно тонкой напайки из платины, иридия или их сплавов на рабочей части электрода. Такие свечи зажигания дороже традиционных, но и выгода очевидна – если «классика» выхаживает 20 – 30 тысяч километров, то иридиевые свечи могут выдержать и до 120 000 км. А если учесть, что не на всех автомобилях замена свечей зажигания является простой операцией, то при выборе этого компонента есть смысл задуматься.

Чем дорогие свечи зажигания отличаются от дешевых, и стоит ли переплачивать

Сегодня ряд производителей свечей зажигания предлагают не только традиционные конструкции с двумя электродами, но и «инновационные», с тремя и даже… четырьмя (!) боковыми электродами. И это не «развод» маркетологов: в такой конструкции действительно есть определенное преимущество. Нет, это не означает, что между центральным и боковыми электродами будет проскакивать несколько «молний», но работа такой свечи при прочих равных условиях будет более надежной и стабильной.

Чем дорогие свечи зажигания отличаются от дешевых, и стоит ли переплачивать

Впрочем, при исправном силовом агрегате, каких-либо различий в его работе вы не заметите. Хоть с двумя, хоть с четырьмя электродами на свечи двигатель будет работать одинаково хорошо. Из той же «оперы» свеча с U-образным вырезом на боковом электроде. В теории, такое решение позволяет повысить эффективность горения смеси, но заметить это на практике, в виде ощутимой прибавки в динамике или снижении расхода топлива, вряд ли получится.

Чем дорогие свечи зажигания отличаются от дешевых, и стоит ли переплачивать

В целом же для правильной работы системы зажигания и обеспечения качественного воспламенения смеси гораздо важнее вышеупомянутых «наворотов» просто исправная свеча и правильно выставленный зазор между ее электродами. Казалось бы, минимальный зазор способен обеспечить гарантированное образование искры даже при небольших затратах энергии. Но такое мнение в корне не верно. Задача свечи не просто поджечь воздушно-топливную смесь, а обеспечить максимальную эффективность ее сгорания. В этом случае только правильно выставленный зазор между электродами гарантирует образование искры необходимой мощности.

Чем дорогие свечи зажигания отличаются от дешевых, и стоит ли переплачивать

В «гаражные» времена каждый рукастый автовладелец имел в своем хозяйстве набор щупов: вставил щуп необходимой толщины между электродами, постучал пассатижами по электроду боковому и вот тебе необходимый зазор. Операция несложная, но требующая аккуратности, иначе обломок электрода может оказаться в камере сгорания. Что касается величины зазора, то для карбюраторных машин с электронным зажиганием он меньше, и составляет 0,7-0,8 мм, а для инжекторных больше — от 1 до 1,1 мм.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button