Средства для промывки системы охлаждения двигателя
Средства для промывки системы охлаждения двигателя
Средства для промывки двигательной системы охлаждения
Согласно народным поверьям, крещенская вода длительное время сохраняет свои свойства и не портится, в то время как обычная уже через несколько дней выделяет белый осадок. К сожалению, не отличается долговечностью и автомобильный тосол, ведь окружающая среда для него является довольно агрессивной.
Поэтому рано или поздно приходит время полностью заменить охлаждающую жидкость (ОЖ). Перед этим лучше промыть весь охладительный объем. Какие очистительные средства («клинеры») наиболее подходят для промывки системы охлаждения двигателя, — узнаете из предлагаемой статьи.
«Нормальные герои всегда идут в обход»
Достаточно зайти в любой автомагазин или киоск сопутствующих товаров при СТО, чтобы убедиться в наличии всевозможных препаратов, предназначенных для разложения, расщепления, диспергирования образовавшихся внутри системы охлаждения двигателя (СОД) твердых и желеобразных отложений, с их последующим удалением. Можно доверить эту несложную, но довольно грязную процедуру, работникам автосервиса.
Однако отечественный автолюбитель привык идти собственным путем. Справедливо полагая, что основой всех внутренних наслоений являются минеральные (накипь, ржавчина) и органические вещества (жиры, масла, грязь), он использует различные бытовые и народные средства. Вот некоторые из них:
- уксусная кислота или эссенция;
- разбавленные лимонная, молочная или соляная кислоты;
- молочная сыворотка;
- растворы каустической или питьевой соды;
- средство для очистки унитазов «Утенок»;
- молодежный напиток «Кока-кола».
Два последних наименования являются вершиной промывочного «лайфхакинга». Чтобы не провоцировать читателя на использование перечисленных выше «клинеров», интересующиеся могут найти их рецептуру в других источниках.
Применение средств, не предназначенных для обслуживания автомобиля, следует рассматривать как вынужденную меру. Результат от их использования вам никто не гарантирует.
Состав продуктов автохимии
Наиболее действенным методом для очистки СОД является использование специальных химических жидкостей на кислотной или щелочной основе. Кислоты растворяют твердые механические составляющие (известковые отложения и продукты коррозии), а щелочи — органическую компоненту (жировые и масляные отложения). При этом одновременное сочетание щелочи и кислоты в очищающем продукте невозможно, поскольку они нейтрализуют друг друга.
Кроме того, эти химические вещества агрессивны по отношению к резине и пластику, что требует после их применения дополнительной нейтрализации с последующей промывкой всей системы. Поэтому составы на чисто кислотной или щелочной основе в продаже встречаются крайне редко.
Чаще всего препараты для промывки СОД бывают двухкомпонентными — включающими в набор отдельно флакон кислотного и щелочного очистителя. Иногда к ним добавляется и нейтрализующий промывочный компонент.
Нейтральные «клинеры» относятся к наиболее дорогим средствам. Успешно удаляя различные типы загрязнений, как жировые, так и минеральные отложения, они в то же время не оказывают негативного влияния на неметаллические элементы СОД. Используются они не только для капитальной чистки системы, но и в профилактических целях при очередной смене ОЖ. Нейтральные составы включают в себя:
- вещества активного действия для комплексной очистки загрязнений;
- диспергирующие присадки, исключающие возможность повторного прилипания отмытых частиц к окружающей поверхности;
- защитные средства для пластика и резины от воздействия кислоты и щелочей;
- антикоррозийные компоненты.
Выбор препарата
Перед покупкой промывочного средства нужно определить преобладающий характер загрязнений охлаждающей жидкости. Когда превалируют неорганические составляющие (накипь, продукты коррозии и окисления металлов), под крышкой радиаторного бачка или расширителя наблюдается белый осадок с оттенком ржавчины. Для такого случая выбирайте кислотосодержащий очиститель на основе ортофосфорной кислоты или ее фосфатов.
Органические загрязнения (продукты разложения тосола, масло, грязь) выдает мутный цвет антифриза. Для их удаления необходимо использовать моющее средство щелочного типа. Наряду с основными элементами: поверхностно-активные вещества (ПАВы), регулятор кислотно-щелочного баланса pH, препарат должен содержать комплексообразующие добавки, способствующие интенсивному растворению и удалению грязевых остатков.
Хорошо, когда состав содержит антикоррозийные ингибиторы, защищающие детали, выполненные из металла. Наконец, для промывок на водной основе должна использоваться деионизированная вода, о чем на упаковке должно быть соответствующее указание. Обычная вода содержит соли, которые вызывают появление известковых образований.
Совет: выбирая определенное средство для промывки охлаждающей системы, учитывайте состояние радиатора, других устройств и подлежащей замене жидкости.
На что обращать внимание при покупке
Выбирая в магазине жидкость для предстоящей промывки системы охлаждения двигателя, следует уделять особое внимание следующим вопросам:
- Стоимость продукта. Заманчиво низкая сумма на ценнике, скорее всего, является следствием экономии производителя на активных веществах.
- Объем содержимого. Оптимальная емкость упаковки — 0,3 — 0,5 литра. При этом чем выше плотность состава, тем больше в нем содержится активно-полезных веществ. Поэтому из промывок одинакового объема предпочтительнее более тяжелые.
- Время действия очистки. Слишком короткий период отмывания (от 2 до 5 минут) должен насторожить. Возможно, это некорректное обещание, и система будет недостаточно промыта, что обесценит потраченные зря время и деньги. Не исключено, что состав излишне агрессивен, и способен повредить некоторые детали. Проверить второе предположение можно, погрузив кусочек алюминия в промывку. Появление пузырьков свидетельствует об излишней химической активности раствора. В этом случае инструкция должна содержать указание о необходимости промыть в конце процедуры СОД водой.
- Наличие осадка на дне флакона. При нормальной температуре консистенция раствора должна быть однородной, без каких-либо выделений. В противном случае, они способны появиться и внутри охлаждающего контура.
- Хороший препарат после встряхивания не должен образовывать пены. Ее наличие в системе после слива моющего средства приведет к попаданию некоторого количества очистителя в свежезалитый охлаждающий тосол, что ухудшит его свойства.
Обзор некоторых марок
Wynn’s Cooling System Flush
Мощный бескислотный очиститель бельгийского производства. Помимо ржавчины и накипи растворяет масляные выделения, грязь, не воздействует на резиновые элементы и металлические детали. Наиболее эффективное действие оказывает при промывании застарелых отложений. Емкость баночки — 325 мл, цена — от 250 до 300 рублей.
Bardahl Cooling System Fast Flush
Французская быстродействующая промывка воздействует на разные виды образовавшихся остатков: окалину, продукты окисления, солеобразования и коллоидные составы. Ингредиенты промывающей жидкости разрыхляют отложенные образования путем разрушения молекулярных связей. Промывка рекомендуется для всех типов ОЖ: C, D, а также универсальных и специальных. Вместимость баллончика — 0,5 литра, стоит препарат около 450 рублей.
LIQUI MOLY Kuhler Reiniger
Этот очиститель системы охлаждения представляет на российском рынке германскую продукцию. Благодаря отсутствию агрессивных кислот и щелочей продукт не оказывает разрушительного воздействия на пластмассовые и резиновые элементы. Средняя цена баночки 0,3 литра — в районе 485 рублей.
HI GEAR 7 minutes Radiator Flush
Благодаря концентрированной формуле американский препарат удаляет все возможные последствия жизнедеятельности СОД: ржавчину, накипь, жир, отработку антифриза даже в запущенной ситуации. Отсутствие кислот позволяет обходиться без нейтрализации. Препарат совместим с обычными материалами, используемыми всеми мировыми производителями автомобилей. Металлическая банка емкостью 325 мл стоит 350 — 500 рублей.
LAVR Radiator Flush 2 in 1
Двухкомпонентный набор российского производства. Состоит из отдельных кислого и щелочного растворителей. Состав № 1 на кислотной основе растворяет известковые образования и окислы, а специальные элементы обеспечивают поддержание последних в дисперсном состоянии. Новинкой являются защитные компоненты, создающие буферную фосфатную пленку, предохраняющую детали охлаждающей системы от воздействия кислоты.
Щелочной состав № 2 растворяет органические выделения и нейтрализует результаты воздействия кислотной среды. Эксперты признают этот препарат самым безопасным, а его применение для очистки особо запущенных СОД — наиболее эффективным. При емкости каждого баллончика 0,33 литра, набор стоит около 525 рублей.
Промывать систему охлаждения необходимо не от случая к случаю. Эту процедуру рекомендуется выполнять при очередной замене ОЖ или раз в два года.
Итак, если вы хотите, чтобы ваш двигатель всегда был чистым, не перегревался и отличался резвостью, замене ОЖ следует уделять такое же внимание, как и замене моторного масла. Чтобы тосол дольше сохранял свои качества, прежде чем заливать свежую порцию, необходимо промыть систему охлаждения двигателя от остатков старой жидкости. Наилучшим средством для этой процедуры являются специальные промывочные препараты заводского изготовления.
Чем лучше промыть систему охлаждения — кока-колой или специальным средством?
Всякий раз, когда автовладельцу предстоит обслуживание своего автомобиля, интернет готов предложить тысячу и одно решение. Вот, к примеру, промывка системы охлаждения и печки перед заменой антифриза. Ожидаемый ответ: специальные средства для промывки для радиаторов. Но продвигают их в сети, как правило, сами же продавцы, поэтому особого доверия к таким описаниям и рекомендациям нет. К тому же ну, не привыкли мы, чтобы на каждый запрос у производства был готов ответ. Нам надо — через тернии к звездам! Поэтому систему охлаждения «знающие» люди советуют мыть порошком для удаления накипи с чайников, сывороткой или даже кока-колой! Мы серьезно задумались над проблемой.
О необходимости промывки системы охлаждения перед тем, как в нее будет заливаться новый антифриз, может подсказать состояние старой охлаждающей жидкости, слитой из системы. Когда в слитом антифризе отсутствуют признаки сильного загрязнения, промывать систему охлаждения вовсе не обязательно.
Показанием для промывки является мутность и рыже-бурый цвет старого антифриза, если только он сам изначально не был оранжевым, наличие в нем частиц, напоминающих песчинки. Рыже-бурой расцветкой старая охлаждающая жидкость обязана ржавлению, которому по мере выработки присадок, содержащихся в антифризе и сдерживающих коррозию, а также из-за использования жидкости ненадлежащего качества подвергаются контактирующие с ней металлические поверхности системы.
Специалисты по системам охлаждения указывают, что помимо частичек коррозии в системе могут находиться накипь, силикатный гель, припойный шлак и даже масло и герметик, а также осадки, к образованию которых прежде всего склонны так называемые силикатные антифризы.
Количество нежелательных загрязнений зависит от срока эксплуатации автомобиля, качества используемого антифриза, периодичности его замены и некоторых других обстоятельств.
В статье «Разборка ABW.BY: почему не грела печка, и что натворила жидкость в системе охлаждения?» мы рассказывали, к каким проблемам способно привести наличие в антифризе загрязнений.
Поскольку об их количестве цвет и мутность слитого антифриза свидетельствуют лишь косвенно, а история эксплуатации подержанной машины, сменившей нескольких владельцев, для ее нынешнего хозяина часто остается тайной за семью печатями, специалисты для начала рекомендуют провести мягкую промывку. При этом в качестве промывочной жидкости используется дистиллированная или кипяченая вода с добавлением в нее нового антифриза в пропорции четыре к одному.
Есть информация, что уже после 10-15 минут работы двигателя на холостом ходу число рН такой жидкости уменьшается на 1-1,5 единицы. Специалисты связывают это явление с работой присадок-ингибиторов, которые содержатся в антифризе и предназначены, чтобы осаждаться и создавать защитную пленку на поверхностях системы и очагах коррозии. По идее это должно увеличивать срок службы охлаждающей жидкости, которая будет заливаться в систему после промывки, ведь, как свидетельствует та же информация, ее рН в таком случае практически не изменяется, а это означает, что присадки в ней прослужат дольше.
Вид слитой промывочной жидкости более наглядно подскажет, можно заправлять систему свежим антифризом или желательно продолжить промывку. Если состояние слитой жидкости мало чем отличается от старого антифриза, есть смысл повторить процедуру.
От сильного загрязнения промывка смесью воды и антифриза вряд ли избавит, а что касается встречающихся в продаже специальных препаратов для промывки системы охлаждения, то, как заявляют производители, они бывают нейтральными, кислотными, щелочными и двухкомпонентными. Первые самые слабые и используются в основном для профилактики, вторые хорошо справляются с накипью, ржавчиной и припойным шлаком, третьи — с силикатными осадками и маслом, но на накипь и ржавчину воздействуют слабо, четвертые предполагают очистку в два этапа — сначала кислотой, затем щелочью или наоборот. Выбор средства зависит от того, чем в большей степени, по мнению владельца автомобиля, может быть засорена система охлаждения.
Неправильный выбор, а также ошибки с оценкой внутреннего состояния системы создают почву для сомнений в эффективности промышленных препаратов, а сомнения подталкивают к использованию народных методов. Отвергать их не будем, однако кока-кола — самый сомнительный вариант из них по причине наличия газов, которые могут создавать паровые пробки, и сахара.
И надо также понимать, что бытовые препараты для удаления накипи или сыворотка представляют собой, как правило, слабые кислоты, а стало быть, если задача состоит в промывке от масла, прорвавшегося в систему охлаждения, то они с ней, скорее всего, справятся не лучшим образом.
Другое дело, что на предмет удаления масла есть народный опыт применения в качестве промывки бытовых средств для мытья посуды, однако имеется еще одно соображение, которое может повлиять на выбор: в промышленных препаратах нередко заявлены ингибиторы коррозии, отсутствующие в народных «снадобьях».
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Можно ли промыть систему охлаждения двигателя самостоятельно? Такая операция не представляет сложности. Выполнить ее можно своими силами, имея минимальные навыки владения инструментами. Главное – знать, чем лучше ее промывать.
Подготовка к работе
Для промывки можно использовать:
- дистиллированную воду,
- подкисленную воду,
- специальные средства, выбор которых довольно широк.
Работу следует выполнять или в теплое время года, или, если на дворе зима, то в теплом гараже.
Первое, что требуется сделать, – установить автомобиль на относительно горизонтальную поверхность. Если двигатель только что заглушен, то надо подождать, чтобы он остыл, то есть был только теплым.
Но все же лучше работать в перчатках, так как жидкость, находящаяся в системе, будет гораздо теплее поверхности двигателя.
Под мотор нужно установить емкость, объем которой не меньше, чем имеется жидкости в системе. Затем, используя ключ, отвернуть пробку, имеющуюся на блоке цилиндров и ту, которая есть в нижнем бачке радиатора.
Промываем систему охлаждения своими силами
Каждый автовладелец знает, что для того чтобы не возникало каких-либо проблем с машиной, нужно следить за состоянием всех ее частей. Очень нужным и важным элементом любого авто является система охлаждения.
Если двигательная система будет функционировать недостаточно хорошо, то может случиться ряд неприятностей:
- Двигатель перегреется и может полностью выйти из строя;
- Выйдет из строя подогреватель тосола или же помпа;
- Печка в салоне автомобиля будет плохо работать либо не будет работать вообще.
Почти в 100% случае причиной некачественной работы системы охлаждения является ее полное либо частичное загрязнение. Все знают, что для охлаждения в теплое время года применяется вода, а когда холодно – разнообразные незамерзающие жидкости.
Однако мало кто использует очищенную воду, заливают обычную водопроводную, не задумываясь о том, что качество такой воды довольно низкое. Если применять неочищенную воду при достаточно высоких температурах, в системе начинает образовываться накипь.
При использовании «незамерзайки» накипь не образуется, но она способна разлагаться и результатом является ржавчина. Поэтому каждый человек, имеющий авто обязан знать, как правильно промыть систему двигателя, которая отвечает за охлаждение.
Существуют несколько способов промывки:
- с применением специальных средств;
- подкисленной водой;
- с помощью дистиллированной либо кипяченой воды.
Перед началом следует спустить всю жидкость для охлаждения и посмотреть, в каком она состоянии. Если жидкость имеет черный либо очень темный цвет, если в ней имеются посторонние примеси, то загрязнение сильное. В таких случаях придется применить специальные средства либо приготовить подкисленную воду.
Если слитая использованная жидкость не содержит большого количества осадков и достаточно светлая, то можно применять кипяченую или же дистиллированную воду.
Промывка системы охлаждения водой
Самый дешевый вариант – промывка дистиллированной водой. Одновременно он и самый неэффективный. Если пытаться выполнить операцию, используя обыкновенную воду, то пользы от этого не будет.
В случае отсутствия дистиллированной воды, можно использовать кипяченую. Важное условие – ее кипение должно продолжаться минимум двадцать минут. Это позволит свести присутствие в ней солей к минимуму.
Производить процедуру следует в перчатках.
- Первым делом необходимо открыть капот автомобиля и открутить пробку расширительного бака.
- Далее откручиваем болт на блоке цилиндров, а затем открыть кран на радиаторе.
- После того как жидкость полностью стечет, необходимо закрыть пробку и кран.
- Через расширительный бачок залить кипяченую либо дистиллированную воду и завинтить крышку.
- Включить двигатель и дать ему поработать на низких оборотах около 20 минут.
Осталось слить воду и повторить промывку, пока вода не будет чистой.
После того, как охлаждающая жидкость вытекла из сливных отверстий, пробки следует ввернуть и залить в радиатор приготовленную воду. Далее запускается движок. Работать он должен от пятнадцати до двадцати минут на холостом ходу.
Следующая операция – вновь отворачиваются обе пробки, и из системы сливается вода. Разумеется, она будет с примесями. А значит, надо вновь залить воду в систему и повторить операцию. Делать это следует до тех пор, пока при сливе из отверстий не потечет чистая вода.
Проверенные способы промывки системы охлаждения двигателя
При использовании подкисленной воды эффект будет на несколько порядков выше. Этот способ давно проверен, особенно полезен тогда, когда в сливаемой охлаждающей жидкости присутствует ржавчина (коричневый или грязно-коричневый цвет) или накипь.
Из-за таких веществ в системе происходит засорение патрубков и шлангов. Может дойти до того, что отверстие где-нибудь будет полностью закупорено. Результат – перегрев двигателя или, если засоряется шланг, идущий к радиатору отопителя, в салоне будет холодно.
При таком загрязнении чистая вода положение не исправит. Проблему решит подкисленная. Для этого можно использовать кислоту:
- лимонную,
- молочную,
- уксусную.
Если только кислотной реакции для промывки недостаточно, используется каустическая сода.
Готовя раствор, надо помнить о двух важных условиях:
- Первое – следует лить кислоту в воду, а не наоборот.
- Второе – раствор не должен иметь высокую концентрацию.
В противном случае могут пострадать резиновые и пластиковые детали.
Приготовленный состав заливается в радиатор. Затем двигатель запускается и работает в течение пятнадцати минут. После этого его следует заглушить и подождать часа два-три. Затем состав сливается, вместо него заливается точно такой же новый, и операция повторяется.
Конечный этап – удаление остатков кислоты из системы с помощью воды. Разумеется, лучше использовать дистиллированную. Допустимо и кипяченую.
Для лучшего удаления остатков кислоты, перед окончательной промывкой системы можно залить в нее слабый раствор обыкновенной соды. С ее помощью произойдет реакция нейтрализации. Сода прореагирует с остатками кислоты. Образуется вода и соль, которые и удаляются окончательной промывкой.
Поскольку для некоторых отложений требуется щелочная реакция, можно после промывки подкисленной водой делать промывку каустической содой. Она также нейтрализует остатки кислоты в системе, а еще уничтожит засорения, с которыми не могла справиться кислота.
Стоит учитывать, что каустическая сода – агрессивное вещество. Соответственно, раствор должен быть слабым. Промывка осуществляется в той же последовательности, что и подкисленной водой.
Современные средства для промывки системы охлаждения
Этот вид промывки считается самым эффективным, так как в составе средств содержатся специализированные элементы, предназначенные для качественной очистки. При изготовлении таких средств учитываются все факторы, чтобы не допустить нанесения вреда деталям.
Только следует помнить, что для медных радиаторов используются одни средства, а для алюминиевых – другие. Но можно выбрать и универсальные, которые подходят для всех видов.
Ни в коем случае нельзя забывать и о наружной чистке радиатора, так как если на решетке радиатора собралось большое количество мусора, то система не принесет ожидаемого эффекта.
Современные спецсредства подразделяются на четыре категории:
- На основе кислоты,
- На основе щелочи,
- Двухкомпонентные,
- Нейтральные.
Различают два типа загрязнений:
- отложения вследствие образования накипи и ржавчины;
- выделения, происходящие при разложении хладагента.
Исходя из этого подбирается и средство.
Двухкомпонентные составы состоят их двух емкостей. Одна из них дает кислотную реакцию, вторая щелочную. Эффект от них довольно высокий, правда, работа занимает много времени. Процесс промывки не отличается от описанного выше – подкисленной водой или каустической содой.
Существуют и более совершенные составы для промывки системы охлаждения двигателя. При этом используются не кислоты и щелочи, а катализаторы. Использование таких составов называют «мягкой промывкой».
Использовать их легко. Они выпускаются или в виде присадок к антифризу, или концентратами. Состав заливается в систему охлаждения, после чего автомобиль эксплуатируется в обычном режиме. Проехав расстояние до двух тысяч километров, можно слить из двигателя охлаждающую жидкость, заменив ее новой.
Чем лучше промыть систему охлаждения двигателя: рейтинг ТОП-10 эффективных средств
Часто возникает вопрос, чем лучше промыть систему охлаждения двигателя без обращения к специалистам. Если приехать на СТО, работники могут выполнить профессиональную разборку двигателя, чтобы удалить все загрязнения. После этого мотор работает значительно лучше. Но стоит такая услуга дорого, поэтому проводить ее на постоянной основе нецелесообразно. Есть определенные рекомендации. Если водитель отлично знает мотор своей машины и может самостоятельно выполнить все необходимые действия, то почему бы не попробовать. Стоит подробнее рассмотреть, какая промывка системы охлаждения двигателя лучше.
Рейтинг лучших средств для промывки системы охлаждения двигателя
А какое средство для промывки бы вы выбрали или посоветовали?
Принять участие в опросе
Очистка радиатора автомобиля – так ли это необходимо?
Радиатор автомобиля – необходимая часть системы охлаждения, так как принимает на себя большой поток грязи. В нем происходит теплообмен жидкости с окружающей средой. Если двигатель перегреется, что может произойти вследствие неисправности радиатора, придется либо менять мотор, либо осуществлять его капитальный ремонт. Так как сначала жидкость нагреется, электровентиляторы начнут работать безостановочно, начнет повышаться расход топлива и, как следствие, двигатель заклинит.
Неисправность данного узла машины возникает в том случае, если он забьется мусором, насекомыми, листьями, пухом, грязью, ржавчиной. Загрязнен он или нет, можно выяснить по слитому антифризу. Присутствие в нем накипи и ржавчины говорит о том, что нужно немедленно начинать промывку радиатора. Поэтому, во избежание лишних затрат, необходимо своевременно мыть и чистить этот агрегат как внутри, так и снаружи. Попробуем разобраться, как можно почистить радиатор с наружной стороны и внутри!
Для чего необходима промывка системы охлаждения двигателя?
Первоначально необходимо понимать, зачем это делать. Начинающие водители могут не догадываться, система охлаждения мотора нуждается в периодической промывке. При этом возможно использовать специальные жидкости или народные методы, которые тоже доказали свою эффективность. Если нет времени ли возможности выполнить работу самостоятельно, можно обратиться на СТО.
Если не предпринимать данное действие, то на трубках с внутренней стороны появляются накипь, ржавчина и другие отложения. Они снижают качественные характеристики агрегата, а также уменьшают период его эксплуатации, а замена мотора стоит недешево сегодня. Таким образом, повышается скорость износа отдельных комплектующих.
Важно. Существует два вида промывки: внешняя и внутренняя. Внешняя предполагает удаление частиц грязи, пыли и так далее. Ее нужно выполнять по мере необходимости. Для этого возможно использовать тряпку и не агрессивное чистящее средство. Хотя, многие обходятся водой. Внутренняя требуется минимум один раз в год для нормального функционирования мотора. При этом лучше производить промывку весной, когда пройдут холода.
Существует несколько признаков, позволяющих определить, что пора провести технические работы:
- мотор часто перегревается;
- наблюдаются проблемы в работе помпы;
- датчик постоянно показывает повышенную температуру;
- есть проблема в работе радиаторов;
- нагрузка на вентилятор увеличивается до максимальной.
Внутренняя промывка системы охлаждения требуется минимум один раз в годВнутренняя промывка системы охлаждения требуется минимум один раз в год
Как избежать загрязнения радиатора
Полностью изолировать радиатор от грязи не получится. Всё, что может сделать автолюбитель — сделать так, чтобы радиатор не засорялся как можно дольше. Добиться этого можно следующими способами:
- использовать только качественный антифриз, рекомендованный производителем автомобиля. Марку и тип охлаждающей жидкости можно узнать в инструкции по эксплуатации машины. А приобретать такой антифриз можно в специализированных сервисных центрах, имеющих соответствующие сертификаты;
- возить с собой запас дистиллированной воды. Когда водитель обнаруживает, что антифриза нет, он обычно заливает в радиатор всё, что попадётся под руку. Обычно это вода из реки или ручья. Количество накипи, образующееся в радиаторе после такой воды, огромно. Поэтому всегда следует иметь под рукой дистиллированную воду. Она позволит доехать до гаража и продлит срок службы радиатора.
Запас дистиллированной воды в багажнике поможет избежать засорения радиатора
Итак, каждый, кто хочет, чтобы его машина работала нормально, обязан держать радиатор в чистоте. Для его промывки не требуется никаких специальных навыков. Всё, что необходимо — рожковый ключ и подходящее моющее средство.
Как выбрать промывку?
На рынке широкий ассортимент продукции от различных производителей, в том числе отечественных. Необходимо учитывать несколько факторов для выбора оптимальной системы, а именно:
- Пробег двигателя. Если это новый мотор, то ему не нужны агрессивные элементы. У него практически нет внутренних отложений, поэтом возможно применять нейтральные средства. Также эффективными будут народные средства. Когда агрегат уже старый, лучше использовать профессиональные вещества на основе двух компонентов: щелоча и кислот.
- Тип двигателя. Не всегда средство является универсальным. Есть специальные вещества для легковых, грузовых и других транспортных средств.
- Используемый антифриз. Иногда промывка несовместима с применяемой охлаждающей жидкостью. На это тоже нужно обращать внимание при покупке.
Это наиболее актуальные нюансы, о которых требуется помнить автолюбителям.
Таким образом, если использовать народные средства, то можно избавиться от вредных веществ внутри двигателя, но эффективность относительно небольшая. Поэтому их используют на новых моторах. Если же они с большим пробегом, то лучше применять специальные промывки. У них эффективность выше, а еще они продлевают срок использования антифриза и самого агрегата. Выбирая среди данного списка, можно быть уверенным в надежности средств. Но есть немало других на рынке, поэтому стоит периодически изучать отзывы о продукции других производителей.
Видео — Промывка системы охлаждения лимонной кислотой
Различные способы промывки радиатора без его снятия
Промывать радиатор можно различными жидкостями. А из инструментов автовладельцу потребуется только рожковый ключ, чтобы открутить пробку сливного отверстия в системе охлаждения. Сама последовательность промывки отличается лишь типом используемой жидкости и состоит из следующих этапов:
- Двигатель автомобиля заводится, работает на холостом ходу 10 минут, затем его следует заглушить и дать остыть в течение 20 минут.
- Откручивается сливная пробка. Старый антифриз сливается. На его место заливается промывочная жидкость.
- Мотор вновь заводится и работает 10–15 минут.
- После остывания двигателя жидкость сливается. На её место заливается дистиллированная вода, чтобы удалить из радиатора остатки моющего средства.
- В систему заливается новый антифриз.
Промывка специальными средствами
В любом магазине автозапчастей можно найти специальные составы для промывки автомобильных систем охлаждения. Их много, но наибольшей популярностью у автолюбителей пользуются две жидкости: LAVR и «Моторесурс».
Составы LAVR и «Моторесурс» пользуются большим спросом из-за демократичной цены
Они отличаются оптимальным соотношением цены и качества. Последовательность промывки приведена выше.
Промывка лимонной кислотой
Кислота хорошо растворяет накипь. Для создания кислой среды в радиаторе водители успешно применяют раствор лимонной кислоты в воде.
Раствор лимонной кислоты хорошо растворяет накипь в радиаторе
Вот главные особенности процесса:
- раствор готовится в пропорции 1 килограмм кислоты на 10-литровое ведро воды. Если радиатор засорился не слишком сильно, то содержание кислоты может быть снижено до 700 грамм;
- промывка производится по схеме, приведённой выше, за исключением одного важного момента: горячий кислотный раствор сливается из системы не сразу, а примерно через час. Это позволяет добиться наилучшего эффекта.
Видео: промываем радиатор лимонной кислотой
О промывке дистиллированной водой
Дистиллированная вода очень редко используется в качестве самостоятельного моющего средства. Это делается лишь при небольших загрязнениях радиатора. Причина проста: вода не растворяет накипь. Она лишь вымывает скопившийся в радиаторе мусор и грязь. Именно по этой причине дистиллированную воду обычно используют только для промывки радиатора после основного моющего средства.
Промывка кока-колой
У кока-колы множество нестандартных применений. В их число входит и промывка радиатора.
Кока-кола давно используется автомобилистами для очищения радиатора от толстых слоёв накипи
Попав в систему охлаждения и разогревшись, напиток быстро растворяет даже очень толстый слой накипи. Но есть два важных момента:
Как и чем промыть систему охлаждения автомобиля
Как и чем можно промыть систему охлаждения двигателя своими руками? Зачем это вообще нужно? Насколько это безопасно? Что будет, если систему охлаждения не промывать годами? Как долго и как часто это стоит делать в домашних условиях? Ответы на эти и другие вопросы – в этой статье!
Зачем промывать систему охлаждения
Казалось бы: используй нормальный антифриз (причем, всегда один и тот же), своевременно доливай или меняй охлаждающую жидкость, и тогда промывать ничего не нужно. Так-то оно так, но даже при соблюдении всех условий эксплуатации автомобиля и правильном использовании антифриза охлаждающая жидкость дает осадок, а шланги и патрубки зарастают налетом.
Коррозия внутренних частей охлаждающей системы, низкое качество купленного антифриза, смешивание разных жидкостей, пыль, следы масла, ржавчина, температурный фактор… При желании список можно продолжать. Достаточно долить в охлаждающую систему немного воды, и проблемы неизбежны.
По мере забивания патрубков и каналов радиатора циркуляция антифриза в охлаждающей системе становится все медленнее. Как результат – перегревы двигателя, сбои и прочие неприятности. А перегревы – катализатор образования осадка. Получается замкнутый круг.
Когда дело дойдет до критической точки, промывка системы охлаждения уже навряд ли окажется действенной. Придется отдавать машину в ремонт.
Как правильно промыть систему охлаждения своими руками
Если вы решили промывать систему охлаждения самостоятельно, то отведите на эту процедуру достаточно времени. Не торопитесь! В зависимости от сложности очистки у вас может уйти от 3 до 10 часов.
Приготовьте перчатки, чтобы нечаянно не навредить коже пролитым антифризом.
Сливайте старый антифриз только на остывшем двигателе. Для этого открутите пробку и слейте весь антифриз из радиатора в поддон.
Уже по виду слитой субстанции станет понятно, насколько плохи ваши дела. Если «обратка» несильно отличается от своего первоначального вида, достаточно легкой промывки. Если вытекшая жидкость мутная, темная и содержит частицы накипи, грязи или ржавчины, потребуется капитальное многоступенчатое промывание.
Залейте в радиатор выбранное средство (ниже мы расскажем, какими они бывают), подержите автомобиль на холостых оборотах 20 минут, затем оставьте машину в покое на пару часов и только потом слейте жидкость. Оцените ее состояние. Повторяйте процедуру до тех пор, пока у вас не появится уверенность в том, что внутри не осталось отложений.
Чем промыть систему охлаждения. Все способы
Итак, вариантов средств для промывки радиатора в интернете масса: от реально действенных до бредовых. Мы перечислим самые распространенные:
- вода;
- сода;
- уксус;
- лимонная кислота;
- молочная сыворотка;
- кола;
- специализированные составы (кислотные, щелочные, нейтральные, двухкомпонентные, «мягкие»).
Все они имеют право на жизнь, но имеют свои достоинства и недостатки.
Самый распространенный, а также самый дешевый и наименее затратный вариант промывки – вода. Естественно, не из-под крана, а покупная дистиллированная вода. В ней минимальное содержание солей.
Увы, вода не удаляет накипь, жир и ржавчину, она лишь вымывает из системы охлаждения осадок, удаляет остатки антифриза. Дистилят используют в качестве финишной промывки или при замене антифриза, если старая жидкость выглядела вполне прилично.
Лимонная кислота
Пропорции: 200 г лимонной кислоты на 10 литров воды.
Заливаете выбранную смесь в охлаждающую систему (до максимальной отметки), прогреваете двигатель. Продуктивнее будет, если вы полчасика или даже час покатаетесь на машине по окрестностям, а только потом сольете отработанную жидкость.
Для повторной заливки можно использовать уже менее концентрированную смесь. После всего промойте систему дистиллированной водой и можете заправлять новый антифриз.
Уксус
Пропорции: 500 мл 9% уксуса на 10 литров воды.
Залейте раствор в расширительный бачок, погоняйте двигатель на холостых оборотах 20 – 30 минут, а затем оставьте машину в покое на ночь. К утру уксусная вода сделает свое дело. Ее можно просто слить, а охлаждающую систему промыть дистиллированной водой.
Молочная сыворотка
Заливаете сыворотку, ездите на ней пару дней (в идеале преодолеваете 30 – 50 километров), затем сливаете всю грязь и промываете систему охлаждения водой. Чтобы смыть остатки сыворотки, после залива воды лучше также прокатиться на машине. Здесь достаточно 7 – 10 километров.
Сомнительный во всех отношениях метод. Молочная сыворотка содержит натуральные кислоты, но как бы вы ее не процеживали, в ней остаются жиры. В общем, я бы не стал так экспериментировать со своим автомобилем.
Используется два вида соды: обычная и каустическая.
Пропорции: Если берется только обычная сода, то ее можно добавить не более 1 кг на 10 литров воды. Каустической соды в растворе может быть не более 3%.
Раствор заливаете в радиатор в тот день, когда у вас ожидается много поездок. Утром залить, вечером слить отработку. При необходимости на следующий день процедуру можно повторить.
Coca-Cola
И охота вам дурью маяться? Coca-Cola – несомненно, небесполезное средство в борьбе с отложениями, но ее использование – всегда риск, сопряженный с рядом неудобств.
- Во-первых, держать ее в охлаждающей системе можно не дольше 15 минут.
- Во-вторых, перед заливкой колу нужно тщательно отстоять в ведре, чтобы из нее вышли газы.
- В-третьих, по факту стоимость этого метода выйдет выше многих других средств.
Специализированные составы
Я не буду рассказывать, как пользоваться этими составами и как их разводить. Это написано на упаковке. Скажу только, что способ этот недешевый (от 500 рублей за флакон), но эффективный.
Есть щелочные растворы, есть кислотные, есть нейтральные. Однокомпонентные составы эффективны только против одного вида загрязнения, и в этом их главный минус. Есть двухкомпонентные средства, чтобы вы могли сначала избавиться от накипи с помощью кислоты, а затем от продуктов разложения антифриза с помощью щелочи. Вот они надежнее, но дороже, да и возиться с ними придется вдвое дольше.
Нейтральные средства
Еще один вид промышленных очистителей – долговременные нейтральные составы. Встречаются в виде присадок к антифризу или в форме готовой жидкости. Эти средства относят к «мягкой промывке».
Вы просто сливаете старый антифриз и заливаете вместо него нейтральный состав. Между этими процедурами можете дополнительно промыть охлаждающую систему водой. Действует средство не сразу, а в процессе эксплуатации автомобиля. Через пару тысяч километров можете смело сливать состав. К этому моменту он должен растворить все налеты и отложения.
Если честно, сам ни разу таким не пользовался и не могу подтвердить эффективность этого средства. Отзывов по ним тоже мало. Возможно, это просто пустая трата денег. Сложно представить, чтобы нейтральный состав мог качественно удалять всякие наросты и окаменелости.
Главные ошибки при промывке охладительной системы
Все, что касается автомобиля, должно делаться с умом. Очищающие химикаты агрессивны не только к загрязнениям и налетам, но также и к самим деталям охлаждающей системы.
К примеру, как уксусная, так и лимонная кислота прекрасно очищают внутренние части радиатора, разъедают образовавшийся налет, но при этом они пагубно влияют на мягкие элементы конструкции. Эластичность резиновых и пластиковых деталей снижается. Именно поэтому использовать агрессивные составы нужно с осторожностью.
Каустическая сода – сильная щелочь. Она портит алюминиевые части охлаждающей системы.
В составах промышленных средств для очистки системы охлаждения также содержатся щелочь и кислоты, поэтому и их нельзя применять бездумно.
Главные ошибки прочистки радиатора:
- Использование обычной воды (даже для получения раствора лимонной кислоты вода должна быть как минимум кипяченая).
- Превышение рекомендованных доз агрессивных средств или времени их использования;
- Доведение системы до запущенного состояния.
- Использование некачественного антифриза (а также смешивание разных составов).
- Отсутствие внешнего ухода. Где-то в уголочке под толстым слоем грязи может развиваться ржавчина, которая способна вызвать сквозное разрушение стенок радиатора и других частей охлаждающей системы.
Когда промывать систему охлаждения
Итак, промывать систему охлаждения автомобиля своими руками лучше в теплое время года. Это удобнее и эффективнее. В зимний период вам придется делать это в отапливаемом гараже. Если вы отдаете машину на промывку в сервис, время года не имеет значения.
Как часто промывать систему охлаждения
Главный вопрос, конечно, – как часто это нужно делать.
Парадокс в том, что последние поколения антифризов по заявлениям производителей не нуждаются в замене в течение 3 – 5 лет. А самые новые типы жидкостей служат аж до 10 лет. Но это не значит, что на этот срок можно забыть о системе охлаждения.
Единых рекомендаций касательно частоты промывки радиатора нет. Одни автозаводы советуют производить промывку через 3 года, другие – через 5 лет. Имеет значение и пробег машины. В среднем промывать охлаждающую систему нового автомобиля следует раз в 3 года или через 75 – 150 тысяч километров пробега. Использовать химикаты чаще нет смысла, это может навредить внутренним узлам.
Однако произвести внеочередную промывку нужно, если:
- двигатель греется беспричинно;
- печка стала хуже работать;
- залитый антифриз заметно помутнел;
- недавно вам пришлось смешивать разные виды антифризов или доливать в радиатор обычную воду.
Промывать охлаждающую систему дистиллированной водой следует каждый раз при замене антифриза.
Заключение
Как, где и чем промывать систему охлаждения автомобиля, решать только вам. Можно сделать это в сервисе, но не факт, что там качество работ будет лучше, чем вы сами сможете сделать в домашних условиях. Многие производят очистку именно своими руками, потому что дома они могут четко выдержать нужное время заливки раствора, а в сервисе наверняка все делается по-быстрому.
Когда проблема запущена, невозможно сказать, как ваша машина отреагирует на конкретный вид прочистки. Поэтому лучше до этого не доводить.