Двигатель

Почему плавают обороты на холодном двигателе

Почему плавают обороты на холодном двигателе

На холодную плавают обороты: причины неполадки, диагностика автомобиля, устранение, необходимые запчасти и способы устранения


Актуальным вопросом для автомобилистов является причина, почему плавают обороты на холодном двигателе. Такая нестабильность работы мотора на холостых оборотах непрогретого двигателя может быть вызвана рядом неисправностей, рассмотрев которые, Вам легче будет ориентироваться в данном вопросе.
Итак, давайте рассмотрим причины, вызывающие плавающую работу холодного двигателя и методы их диагностики.

Первым делом начнем с расходомера, он же датчик массового расходования воздуха (ДМРВ). Сразу отметим, что стабильная работа двигателя автомобиля будет напрямую зависеть от правильности и пропорциональности составленной топливной смеси. Данная смесь, как известно, состоит из определенного объема воздушной массы и топлива, а для оптимального ее состава и нужен расходомер, который способствует формированию данных пропорций, посредством подачи информации на бортовой компьютер. Кстати, от этого датчика зависит не только правильное формирование воздушно-топливной смеси, но и во многом процесс запуска двигателя, а также количество воздушной массы, которая поступает в цилиндры.

Проверка расходомера и регулятора ХХ

Плавают обороты на холодном двигателе, значит, начинаем диагностику с проверки ДМРВ. Причины, указывающие на его неисправность, сразу дают о себе знать: плавающая работа холодного мотора и ее перебои, двигатель очень плохо поддается запуску или не заводится совсем, а также существенный перерасход горючего. Для того чтобы убедиться в неисправности датчика, воспользуемся тестером. Рабочий датчик покажет значение порядка 1 В. В противном случае необходимо будет произвести его замену.

Одной из главных причин, вызывающих плавающую работу двигателя, является поломка регулятора работы двигателя на холостом ходу. Этот регулятор способен уменьшать, или наоборот, увеличивать подачу количества топлива, которое регулируется работой штока со специальной иглой.
К основным неисправностям
регулятора можно отнести:

  • нестабильную работу холодного мотора в режиме холостого хода;
  • неожиданное выключение двигателя при нейтрали;
  • изменение оборотов даже при прогретом двигателе;
  • не наблюдается роста мощности после запуска двигателя.

Падение мощности
, а точнее, оборотов двигателя, можно наблюдать при работе некоторых потребителей, например, фар. При наличии этих признаков, регулятор необходимо заменить.



Диагностика основных неисправностей

Сейчас читают
Вперед в будущее: летающие автомобили

Иранские автомобили, которые будут продавать в России

Наиболее частыми причинами плавающих оборотов современного двигателя выступает датчик массового расхода воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, регулятор холостого хода и датчик скорости. Для самостоятельной диагностики необходимо воспользоваться методом исключения.

  1. Чтобы проверить ДМРВ потребуется протестировать датчик мультиметром. Напряжение рабочего устройства должно находиться на отметке около 1В. Стоит добавить, что самостоятельная проверка большинства других датчиков осуществляется аналогичным образом или же сразу производится замена вызывающего подозрение элемента на новый. Также необходимо дополнительно проверять целостность проводов, фишек и клемм.
  2. Если с расходомером все в порядке, тогда обороты двигателя могут плавать «на холодную» или «на горячую» в результате неисправностей регулятора холостого хода. Устройство отвечает за увеличение или уменьшение подачи горючего при помощи специального штока и иглы, срабатывая в момент перехода двигателя на холостой ход. Одним из признаков неисправности регулятора является то, что мотор может стабильно работать под нагрузкой и глохнуть при отпущенной педали газа. Также двигатель может заглохнуть на холостых оборотах при включении системы климата, ближнего/дальнего света и т.д.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое форкамера в двигателе внутреннего сгорания. Из этой статьи вы узнаете о назначении предкамеры и способе воспламенения топливно-воздушной смеси в предкамерных двигателях.

Что касается датчика скорости, то данное устройство крепится на КПП и передает сигналы на контроллер с определенной частотой. ЭБУ таким образом понимает, с какой скоростью движется машина. Блок управления ДВС ограничивает подачу топлива, а регулятор холостых оборотов инициирует подачу воздуха в обход дросселя. Дополнительно в процессе диагностики необходимо очищать область дроссельной заслонки и проверять работоспособность датчика положения заслонки.

Быстро определить неисправность датчика скорости можно путем анализа показаний спидометра. Если мотор глохнет на холостых, а стрелка на приборе остается неподвижной с набором скорости, тогда стоит проверить контактную группу и/или заменить датчик.

Датчик положения коленчатого вала выступает синхронизирующим элементом зажигания и топливоподачи. Его неисправность проявляется таким образом, что двигатель попросту не заводится.

Проверка датчиков

На нестабильность работы холодного двигателя могут также влиять неисправности датчиков скорости и рабочего положения коленвала. Скоростной датчик находится на самой коробке передач, который служит для передачи сигналов контроллеру, благодаря чему осуществляется контроль работы двигателя в режиме холостого хода.

Совместно с регулятором ХХ, контроллер регулирует подачу воздушного объема вне дроссельной заслонки, а частота подачи сигнала прямо пропорциональна скорости автомобиля. Помимо этого, благодаря этому датчику, происходит значительная экономия расхода топлива. При поломке штока датчика, стрелка спидометра останется недвижимой, до ее устранения.

Датчик отвечающий за рабочее положение коленвала, не только способен влиять на плавающую работу двигателя, но и полностью вывести его из строя. Он служит для синхронизации систем зажигания двигателя, и системы подачи топлива. При выходе из строя этого датчика, нарушается взаимосвязь между этими системами, т.е. он просто не запустится. Определить его работоспособность можно используя мультиметр, и если причина все же в нем, то с его заменой необходимо поторопиться.

Почему у двигателя неустойчивые обороты на холостом ходу

При исправной работе мотора, когда автомобиль начинает запускаться, идет прогревочный процесс. В это время стрелка тахометра показывает почти 2,5 тысячи оборотов в минуту, после прогрева происходит снижение оборотов. Впоследствии нормальное функционирование силового агрегата характеризуется нахождением стрелки тахометра на уровне от 750 до 800 оборотов в минуту.

Если возникла проблема — плавают обороты на холодном двигателе, это может означать только одно — в двигателе автомобиля появились серьезные дефекты, поэтому он работает неустойчиво.

При отсутствии данного прибора нарушения можно определить по звуку, доносящемуся из отделения силового агрегата: рокот и вибрирования движка ощутимы в виде нарастания и убывания попеременно. Чаще всего обороты двигателя прыгают на холостом ходу.

Что еще может вызывать сбои в работе?

Модуль и свечи зажигания, а также поврежденные высоковольтные провода, также могут стать причиной нестабильных оборотов холодного двигателя. Свечи зажигания необходимо менять после 25.000. км. пробега.

При этом периодическая их проверка на предмет работоспособности также важна. Если свечи зажигания полны нагара, или они мокрые, от топлива или масла, они также нуждаются в замене. Для замены свечей необходимо обзавестись специальным свечным ключом.

К неисправностям высоковольтных проводов можно отнести причины, по которым электрический ток не поступает к свечам зажигания. Это может быть вызвано обрывом в проводе, при нарушении целостности изоляции, при которой происходит пробой тока, слишком высокое сопротивление проводов, а также крайне плохая работа контактной группы.

Неисправности высоковольтных проводов могут привести к выходу из строя некоторых датчиков и нарушению их работы, а также воспламенение топливной смеси в цилиндрах происходит несвоевременно, что нарушает синхронность их работы.

Также, плавают обороты на холодном двигателе из-за выхода из строя электромагнитного клапана, который отвечает за работу холостого хода мотора. Чтобы проверить его работу, необходимо снять с него подачу питания, зажечь зажигание и подсоединить к контактам питание кратковременно. При этом можно услышать характерный звук, сигнализирующий о его исправности.

Плавают обороты на холодную

На холодную плавают обороты, при увеличенной подачи топлива в цилиндры для быстрого прогрева, когда во впускном коллекторе имеется подсос неучтенного воздуха, при проблемах с датчиками (кислорода, положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха, датчика температуры двигателя), низком давлении топлива, неисправном регуляторе холостого хода и ряду других, в зависимости от типа двигателя. При неисправных датчиках ЭБУ выдает некорректные команды, из-за которых на холодную могут плавать обороты двигателя.

Большинство проблем, независимо от того инжектор это, карбюратор или дизель, одинаковы, однако есть и свои особенности, которые как раз и могут быть причинами того, что возникают провалы оборотов на холодную, а зачастую — и на горячую тоже. Вкратце, все причины, по которым двигатель не держит обороты на холодную, отображены в таблице, но если нужны более конкретные рекомендации по устранению скачков оборотов холодного двигателя — читайте статью и комментарии к ней, где часто автовладельцы делятся своим опытом.

  • прокладка впускного коллектора;
  • прокладка на дроссельной заслонке;
  • патрубок от воздушного фильтра до дроссельного узла;
  • уплотнительное кольцо форсунок;
  • вакуумный усилитель тормозов;
  • вакуумные шланги в системе воздуховода;
  • клапан адсорбера;
  • регулятор холостого хода;
  • колечки форсунок
  • датчик положения дроссельной заслонки;
  • датчик массового расхода воздуха;
  • датчик абсолютного давления воздуха;
  • датчик температуры воздуха во впускном коллекторе;
  • датчик температуры двигателя.
  • неисправные или загрязненные топливные форсунки.
  • высоковольтные провода;
  • вышедшие из строя свечи зажигания;
  • модуль (катушка) зажигания.
  • прокладка головки блока цилиндров;
  • изношенность поршней, колец;
  • клапана.
  • неисправный бензонасос;
  • забитые топливные фильтры;
  • регулятор давления топлива.
  • загустевание топлива;
  • частично вышел из строя насос высокого давления.
  • использовать зимнюю солярку либо пользоваться антигелем;
  • выполнить ревизию насоса высокого давления, при необходимости заменить его на новый.
  • датчик давления воздуха/массового расхода;
  • проблемы в работе ЭБУ.
  • выполнить проверку датчика или его замену;
  • проверить блок управления в автосервисе.
  • уплотнения, резиновые шланги и патрубки топливной системы;
  • топливный фильтр.
Читайте также  Можно ли поставить на карбюраторный двигатель турбину

Другие причины

Выше уже названы причины нестабильного холостого хода. Это провода, свечи, модуль зажигания или катушка. Все это может быть как причиной плохого запуска, так и причиной плавающих оборотов.

Даже незначительные повреждения одного из проводов могут привести к пробою – в результате одна из свечей будет работать через раз, и отсюда и плавают обороты при запуске двигателя на холодную. Можно заменить провода.

плавают обороты при запуске двигателя на

То же самое касается и свечей зажигания – если они загрязнены нагаром, мокрые, в масле, то ждать от них стабильной работы не стоит. Это влечет за собой пропуски зажигания и нестабильный холостой ход. По мере прогрева эти пропуски не так заметны, и кажется, что мотор работает стабильно.

Почему плавают обороты двигателя «на холодную»

Нестабильность холостого хода, особенно на холодном моторе, может начаться на автомобиле с любой системы питания. Однако симптомы и причины при этом отличаются, поскольку наиболее характерное плавание с четко выраженной периодичностью возможно только на моторах с электронным управлением: период колебаний связан с особенностями конкретного алгоритма и временем реакции управляющих механизмов.

Неустойчивые обороты холостого хода на карбюраторных моторах

Внезапные скачки оборотов на холодных карбюраторных двигателях «зарыты» в карбюраторе, их причины – чисто механические. Причем проходят они после продувки карбюратора, хотя никаких неисправностей при этом и не заметить. На самом деле хитрость скрывается в попадании незаметной соринки в каналы карбюратора: увлекаемая потоком, она уменьшает сечение жиклера, и состав смеси «уплывает», а за ним – и обороты. Спустя некоторое время соринка от вибрации смещается – состав смеси и обороты нормализуются. Периодичности изменения оборотов здесь быть не может: все моменты изменения оборотов случайны.

Вторая возможная причина по которой плавают обороты непрогретого карбюраторного двигателя – негерметичность ускорительного насоса. В нормальном состоянии, когда дроссель закрыт, в камере ускорительного насоса не создается давление, и его запорный клапан закрыт. Если же клапан негерметичен, то поток воздуха, который проходит через карбюратор, может создавать разрежение. Его достаточно, чтобы из носика распылителя ускорительного насоса начал подкапывать в первую камеру бензин. Каждая такая капля обогащает топливную смесь, и обороты холостого хода слегка подскакивают.

Если обороты плавают с достаточной амплитудой, но медленно, причина кроется в подаче топлива в поплавковую камеру – уровень падает, и смесь обедняется. Мотор задирает обороты на переобедненной смеси, затем они плавно приходят в норму. Причины: подклинивание запорной иглы и поплавка в карбюраторе или недостаточное давление, развиваемое бензонасосом на низких оборотах. В первом случае давление топлива на низких оборотах неспособно продавить залипшую в закрытом положении иглу, а после скачка оборотов поднявшееся давление становится способно нормально наполнить поплавковую камеру. Во втором случае на холостом ходу поплавковая камера недонаполняется, после поднятия оборотов уровень в ней нормализуется, и обороты падают – начинается зацикленное изменение уровня топлива и оборотов.

В то же время искать подсосы воздуха, как на впрысковых моторах, на карбюраторных моторах бессмысленно – нештатная подача воздуха изменит обороты, но плавать они не начнут.

Нестабильность холостого хода на автомобилях с «механическим» расходомером

В устаревших системах впрыска топлива датчик массового расхода топлива представлял собой заслонку, установленную в сечении впускного патрубка и связанную с контактным потенциометром через рычаг. Чем больше объем воздуха, тем больше отклонялась заслонка ДМРВ.

Со временем подвижный контакт потенциометра протирает контактную дорожку на плате потенциометра, причем происходит это в зоне, соответствующей расходу воздуха на холостом ходу. В результате при работе мотора на выходе ДМРВ возникают резкие скачки напряжения. Как только контакт соскакивает на протертую область дорожки, напряжение падает (как будто резко упал расход воздуха), система впрыска соответственно уменьшает подачу топлива, и обороты падают. Соответственно и заслонка ДМРВ смещается, контакт потенциометра перемещается на целое место дорожки – сигнал возрастает, система впрыска вновь увеличивает подачу топлива, ДМРВ снова перемещает контакт датчика на протертый участок дорожки… Начинается зацикленное плавание оборотов, устраняемое только заменой ДМРВ или доработкой его платы (плата слегка смещается в корпусе так, чтобы контакт сместился на неизношенный радиус контактной дорожки).

Плавание оборотов на автомобилях с электронным впрыском топлива

Здесь причиной нестабильного холостого хода становится подсос воздуха во впускной коллектор через стыки самого коллектора (характерно для пластиковых коллекторов), вакуумные шланги и так далее. В поисках причин плавания оборотов на впрысковом моторе начинать работу нужно с исключения подсосов воздуха, проливая «подозрительные» места спреем-очистителем карбюратора или другой жидкостью. Попадая на негерметичное место, жидкость срабатывает как временная заглушка, это сразу отражается на работе мотора.

И неисправности датчика положения дроссельной заслонки влияют на стабильность холостого хода, причем источник проблем тот же, что и для «механических» расходомеров: истирание дорожки потенциометра. Причем от этой проблемы избавлены двигатели с механическим приводом дроссельной заслонки, так как на холостом ходу она неподвижна, и контакт ДПДЗ не перемещается.

На моторах с «электромеханическим» (привод заслонки тросовый, но регулировка ХХ осуществляется встроенным сервоприводом, корректирующим положение заслонки) и «электронным» дросселем на холостом ходу дроссель постоянно перемещается в небольших пределах, изнашивая контакты ДПДЗ. Свободны от этого только дроссели с бесконтактными датчиками. Главная проблема в том, что такие дроссели – это моноблоки, где замена одного датчика положения дросселя не предусмотрена – менять приходится дроссель в сборе.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Устройство и принцип действия датчика положения коленвала
  • Основные причины, из-за которых возникает ошибка P0016, диагностика ошибки сканером
  • Что значит код P0135 и почему появляется ошибка р0135?

Почему плавают обороты на на дизелях Common Rail

Дизели считались не страдающими плаванием оборотов холостого хода – их топливная система была настолько проста по принципу действия, что «или работала, или нет», как говорится. Разве что металлическая стружка в изношенном ТНВД с индуктивным дозатором могла вызвать что-то подобное, налипая на электромагнит, и завоздушивание магистралей нарушает стабильность ХХ – но это определяется по наличию пузырьков в шлангах обратки.

Чем больше электроники появлялось на дизелях, тем ярче проявлялась эта проблема.

Но если для бензиновых инжекторных двигателей главный враг – это «лишний» воздух, то для дизелей – «лишние» отработанные газы, поступающие через неисправную систему EGR. Дело в том, что регулирование режима работы дизеля осуществляется не дросселированием впуска, а изменением подачи топлива – на низких оборотах во впускном коллекторе дизеля отсутствует разрежение, воздух извне нечем подсасывать.

Вторая проблема дизелей Common Rail – это негерметичность запорных клапанов форсунок. При рабочем давлении в сотни бар даже небольшая негерметичность создает «ручеек» топлива, попадающего в цилиндры сверх рассчитанной ЭБУ впрыска нормы. Пытаясь установить заданный режим работы, система впрыска начинает постоянно корректировать топливоподачу, попадая в тот же замкнутый цикл, что и с подсосом воздуха на бензиновом инжекторном моторе. Для некоторых моторов (например, «реновский» K9K) такие симптомы особенно характерны.

Плавают обороты на холостом ходу: причины

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) — это двигатель, в котором топливно-воздушная смесь сгорает внутри рабочей камеры. Принцип работы — из тепловой энергии получать механическую энергию.

Работа ДВС связана с точной работой топливно системы. А это и подача топливо с воздухом и вывод выхлопных газов. Влияет на работу мотора настройка системы зажигания, насколько точно отрегулированы зазоры впускных и выпускных клапанов.

  1. Холостой ход двигателя.
  2. Признаки нестабильной работы ДВС на холостом ходу (ХХ).
  3. Причины нестабильной работы двигателя на ХХ.
  4. Как настроить двигатель на устойчивую работу на ХХ.
  5. Вывод.
  6. Видео.

Холостой ход двигателя

Холостой ход работы двигателя — это когда автомобиль стоит на нейтральной скорости, никаких нагрузок на двигатель не создаются, мотор работает по настроенному режиму подачи топлива на ХХ.

Иногда бывает, все вроде бы в порядке, но нет, никак двигатель не может начать устойчиво работать. Устойчивость в работе — это значит, то нет резкой подачи топлива или, наоборот, резкого ограничения ее, вибрация двигателя на одном уровне, шум также одинаковый.

То есть, нестабильная работа двигателя — это, когда стрелка тахометра скачет от 500 до 1500 оборотов в минуту. Причем, холодный двигатель и горячий, по-разному могут вести себя.

Самая простая причина такой нестабильности в работе — это загрязнение свечей, например, залило свечи. Что делать в этому случае, я рассказывал. Еще причиной может быть — забился воздушный или масляный фильтр или, еще сложнее, износ деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ).

Читайте также  Холостые обороты двигателя дизельного

Какие обороты должны быть на холостом ходу

Большинство автомобильных заводов настраивают работу двигателя таким образом, чтобы на холостом ходу он работа при оборотах в минуту 700-900.

В некоторых случаях, например, при поломке стартера, генератора или при севшем АКБ, не надо глушить мотор, иначе потом не заведете. Поэтому, иногда работах на ХХ может длиться долго.

Признаки нестабильного режима холостого хода

Причина неисправности может быть и в автомобильном командном центре — электронном блоке управления (ЭБУ). В ЭБУ передаются данные с разных датчиков. Если данные с какого-либо датчика не подаются или подаются неправильно, компьютер неправильно настраивает дозу топлива, из-за чего и плавают обороты.

Поэтому при плавающих оборотах ХХ, надо проверить следующее:

  • датчик холостого хода;
  • расход топлива и воздуха;
  • рециркуляционный клапан отработанных газов;
  • дроссельную заслонку, вовремя ли она откликается.

Если все электронные датчики в порядке, надо проверить детали и узлы на механические повреждения.

Если жиклер забит, то смесь будет подаваться богатая в камеры сгорания цилиндров, отсюда и будут очень малые обороты двигателя.

Очистка или замена свечей зажигания. Ресурс их от 50 до 100 тысяч километров пробега.

Если изоляция магнитного клапана стерлась или выгорела, надо первым делать доехать до автосервиса и устранить поломку.

Сейчас мало машин с карбюраторными двигателями, но, если у вас карбюраторный мотор, то надо проверить расположение поплавков и отрегулировать уровень топлива. Если на двигателе есть потека моторного масла, значит прогорела прокладка или не должным моментом сил была затянута головка блока цилиндров (ГБЦ).

Причины неправильной работы на холостом ходу

Износ деталей ЦПГ — одна из частых причин, почему плавают обороты на ХХ. Или это может быть износ системы выпуска EGR — Exhaust Gas Recirculation — это система рециркуляции выхлопных газов (устанавливается для снижения токсичности выхлопных газов) . Или это может быть сбой в системе зажигания. Или это может быть коррозия лопастей.

Если забит клапан системы рециркуляции EGR, ремонт делают продувкой системы или замены этого клапана.

Если плавают обороты дизельного двигателя, то причина может быть в коррозии насоса или лопастей турбины.

плавает холостой ход

Если добавить моторное масло (100-200 грамм) в топливный бак дизельного автомобиля, то лопасти насоса смажутся и будут защищены от износа.

Низкая компрессия — это, если изношены поршни, цилиндры и масляные кольца, а также прогорание клапанов. Еще может быть — не герметичность головки блока цилиндров. В этом случае идет подсос воздуха в двигатель. Естественно, режим работы мотора будет не стабильным. Для сбора ГБЦ и клапанной крышки, надо использовать герметик. О герметике есть материал — Герметик для клапанной крышки.

Если пробита прокладка под головкой, то при попадании жидкости охлаждения в цилиндры, может произойти гидроудар двигателя, это в материале очистка поршней.

Кроме вышеперечисленных деталей, надо проверить еще бронепроводы. Это проводы, которые идут на свечи. Если они пробиты, то высоковольтное напряжение не передается стабильно.

Стабилизация работы ДВС на ХХ

Стабильные обороты можно выставить при помощи:

  1. Очистить клапан он отложений на масляном картере. Для этого надо снять картер двигателя и промыть чистящими средствами от масляных и пылевых отложений. Детали моют в керосине и высушивают. Монтируют клапан на место и ставят картер.
  2. Вентиляция картера. В картере скапливаются газы после сгорания топлива и масла. После продувки картера, уменьшается расход масла и топлива, появляется стабильность в работе агрегата.
  3. Проверяем цилиндры на герметичность. Откручиваем свечу, закручиваем вместо него манометр и поворачиваем ключ зажигания. Если компрессия низкая, значит воздух куда-то уходит, надо искать причину. Подсос воздуха может быть через трещины в металле.
  4. Проверяем трубки подачи воздуха.
  5. Промываем дроссельную заслонку. На ней скапливаются отложения.
  6. Проверяем ДМРВ — датчик массового расхода воздуха. Он не ремонтируется, только под замену.
  7. При выходе из строя электромагнитного клапана карбюратора (если мотор карбюраторного типа) сразу появляется плавание оборотов как на холостом ходу, так и под нагрузкой.
  8. Промыть ТНВД — топливный насос высокого давления в дизельных агрегатах.

Вывод

Вовремя менять масло, жидкости охлаждения, правильно прикуривать автомобиль (если приходится это делать), менять фильтры и т.д. — все это ведет к увеличению срока службы ДВС, увеличению межремонтного периода.

Видео

Что делать, если плавают обороты холостого хода на ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2113, 2114,2115.
Полезные советы, если плавает ХХ. Это видео популярно и имеет много лайков.

Почему плавают обороты двигателя?

Скачущие обороты двигателя проблема нередкая, но причины того, что плавают обороты, могут быть совершенно разные.

Не секрет, что двигатель является одним из самых сложных устройств в автомобиле. Сложность заключается не столько в конструкции, сколько в количестве взаимосвязей мотора с другими элементами автомобиля, неполадки в которых пагубно скажутся на работе сердца вашего авто.

Симптомы, что обороты плавают

Распознать нестабильную, скачущую работу, а именно плавающих оборотов движка можно без особых проблем.

Наиболее остро это проявляется на холостых оборотах, которые, при наличии проблемы, заставляют стрелку тахометра проявлять чудеса акробатики. Когда стрелка тахометра скачет с 300 оборотов до 1300, затем падает до 500 и обратно – это ненормально. И все это без вашего участия.

Плавают обороты

Если вдруг на вашей модели авто отсутствует тахометр, или бортовой компьютер, на проблему вам укажет звук работающего двигателя, который на холостых будет то становится громче (передавая в салон ощутимую вибрацию), то стихать, как бы возвращаясь в норму. К тому же, вы ощутите просадки в движении, когда начнете набирать скорость. Особенно на высоких передачах. Еще проблема может проявиться при включении печки, или охлаждения в салоне – двигатель отзовется на это громким недовольным гулом.

Если это ваш случай, то сомнений нет – для вашего мотора настал кризисный период, и он нуждается в ремонте. Но что именно нужно ремонтировать или менять? Здесь не обойтись без серьезной диагностики.

С чего начать?

Строго говоря, возможность встречи с проблемой скачущих оборотов возрастает у владельцев инжекторных моторов. Это связано с достаточно сложной электронной системой управления (ЭСУД), которая регулирует работу двигателя такого типа.

Контроль осуществляется с помощью многочисленных датчиков, которые передают собранную информацию к органам автомобиля. Как говориться, чем сложнее система, тем больше возможных неполадок в ней можно обнаружить. Вообще, нестойкость оборотов (несильная) иногда имеет место быть на непрогретом движке, но когда плавают обороты на уже прогретом двигателе, это уже, как говориться, моветон.

Причины плавающих оборотов

Несмотря на обилие возможных виновников, можно выделить основные, из-за которых плавают обороты на холодном двигателе:

  • Часто виновником неполадок оказывается регулятор холостого хода, получающий информацию от вышеупомянутого ЭСУДа. Получив неправильную информацию, РХХ не в состоянии правильно отрегулировать обороты двигателя на холостом ходу и подобрать необходимый для такого режима тип топливной смеси. Говоря по простому, двигатель не понимает, что он сейчас работает на холостом ходу и начинает выкидывать нехарактерные для такого хода фортели. Так что РХХ – это первое, что будет проверено при диагностике на автосервисе.
  • Еще один датчик, относящийся к наиболее непослушным – это датчик расхода воздуха. Эффект схожий с нарушением работы РХХ – блок управления мотора (ЭБУ) получает недостоверную информацию о расходе воздуха, что негативно повлияет на состав воздушно-топливной смеси.
  • Проблемы дросселя, или его заслонки. Как правило, имеют место загрязнение и механические неисправности. Например, неполное открытие заслонки, или повреждение дросселя.

Другие возможные неполадки

К сожалению, вышеописанные неполадки (в основном связанные с неправильной работой блока управления двигателем) вряд ли получится решить самостоятельно. В конце концов, не у всех есть необходимые знания и аппаратура. Но кое-что вы сможете диагностировать и, по возможности, вылечить виновника, из-за которого обороты плавают, самостоятельно.

Хотя, наличие собственного диагностического аппарата и умение правильно считывать с него информацию еще никому не принесло вреда. Только пользу и экономию.

Засоренные инжекторы

Они также являются возможной причиной нестабильных оборотов и неполадок в моторе.

Засорился инжектор

Подавая смесь вперемешку со струей чистого топлива, инжектор поневоле ухудшает работу силового агрегата и, к тому же, неслабо увеличивает расход топлива. Определить забившийся распылитель вы сможете проявив немного слесарного мастерства. Для этого нужно извлечь инжекторную рампу, которая находится в блоке цилиндров. Присмотревшись, вы увидите форсуночные распылители, которые должны быть все также подключены к топливной системе.

Заведите мотор и дайте стартеру сделать пару оборотов. Вы сразу заметите виновника «торжества» по неровному распылению. Хоть большинство методов очистки форсунок и подразумевает поход в автосервис, прочистить их сольвентом (или иным составом для чистки инжекторов) вполне возможно и без посторонней помощи. Даже не снимая их с двигателя.

Свечи

Технологии изготовления свечей зажигания менялись и совершенствовались вместе с развитием всей автопромышленности. Сейчас есть свечи с различной износостойкостью. Например, свечи с иридиевыми электродами вы сможете эксплуатировать до 70000 км. Однако многие предпочитают более дешевые никелевые свечи.

Читайте также  Какое напряжение должно быть на аккумуляторе при неработающем двигателе

Плавают обороты из-за свечей

Специалисты рекомендуют подгонять замену свечей такого типа под ваш график замены масла. Слушают, к сожалению, не все, ловя со временем блуждающую искру, которая препятствует нормальному возгоранию смеси. Как следствие – проблемы сгорания топлива и неуверенный ход машины с плавающими оборотами.

Вывод – обязательно смотрите на материал изготовления выбранных вами свечей и своевременно производите их замену. Этого хватит, чтобы исключить свечи зажигания из списка виновников проблемного хода авто.

Неисправность в системе подачи топлива

Здесь имеет место не только неисправность топливного насоса непосредственно, хотя он действительно подвержен износу и, со временем, не сможет постоянно поддерживать нужное давление. Чаще всего причины оказываются более прозаичны. Например, обороты плавают по причине неправильной установки фильтра топлива. Да-да, кто-то действительно не всегда смотрит на стрелочки, указывающие на единственный вариант правильного подключения.

Такой фильтр будет работать неправильно (если вообще будет работать). Не менее важно подобрать фильтр ИМЕННО под свою модель и модификацию двигателя. Особенно это касается американцев (Chrysler, Ford американской сборки и т.п.), подобрать фильтр для которых можно только и исключительно по VIN коду.

Хотя бывали случаи, что и фильтр, подобранный по вину, приходилось фиксировать пластиковыми стяжками. Все это может привести к неправильному давлению внутри системы подачи топлива и, как следствие, скачущим оборотам.

Утечка жидкостей

Ситуация, когда любая рабочая жидкость начинает вытекать из резервуара, приведет к недостаточному ее количеству в самом двигателе и, соответственно, к усложнению его нормальной работы. Даже недостаточное охлаждение двигателя, из-за треснувшего бачка с антифризом, уже непременно скажется на общей работе вашего мотора. Но самое опасное – это протечка масла.

Плавают обороты из-за течи жидкости

Адекватного автовладельца как минимум насторожит, что ему приходится заливать по литру масла каждые три дня. Спонсором такой ситуации является, как правило, одеревеневшая прокладка двигателя, начинающая под давлением пропускать масло наружу. Залитый маслом мотор видно невооруженным взглядом. Главное не прозевать момент – поверьте, двигатель, без необходимого количества смазывающих материалов, продержится недолго.

Барахлит клапан вентиляции картера

Тот самый, который отвечает за вывод отработанных газов и их последующее дожигание в составе топливной смеси и как следствие получаем плавающие обороты. Если вы владелец подержанного авто с солидным пробегом, то вы вполне можете столкнуться с такой проблемой. Естественный износ поршневой группы – ничего не поделаешь.

Вообще, вся система ВКГ является весьма сложной в своем устройстве и «на глазок» определить проблему вряд ли получится. Но есть один несложный в исполнении способ. Для начала заведите мотор. Затем аккуратно открутите крышку с отверстия, куда заливаете масло. Попробуйте слегка поднимать и опускать ее над маслоприемным отверстием и прислушайтесь. Если громкость работы движка меняется пропорционально движению крышки в вашей руке, значит проблема обнаружена.

В заключении

Как видите, однозначно ответить на вопрос – почему плавают обороты двигателя? – не выйдет. Причин огромное множество. Если вдруг описанные выше методы самостоятельной диагностики не помогли, значит придется обратится на сервис. Проблемы с ЭБУ слишком многогранны и запутаны, чтобы разобраться в них без аппаратуры.

Помните, проблемы с оборотами двигателя стоит решать как можно быстрее, ведь они могут со временем полностью вывести из строя силовой агрегат, а цены на переборку мотора начинаются от 18 тысяч рублей. И это еще оптимистичная цена.

Почему «плавают» обороты двигателя на холостом ходу

Современный автомобиль состоит из большого количества сложных систем и компонентов. Даже при регулярном техническом обслуживании могут проявляться неисправности. Неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу – серьезная проблема. Диагностировать и устранить такую поломку можно самостоятельно. Чтобы точно выяснить, почему конкретно «плавают» обороты на холостом ходу необходимо проверить потенциальные причины.

Загрязнен или неисправен регулятор холостого года (РХХ)

Неисправный РХХ – самая частая причина того что скачут обороты двигателя на холостом ходу. Данный электрический клапан открывает дополнительный канал и позволяет поступать воздуху при отпущенной педали газа.

Вначале необходимо проверить, не загрязнился ли этот клапан. Снимать его необходимо при отключенном аккумуляторе. Загрязненный канал – причина того, что удерживаются минимальные обороты двигателя. После этого можно прочистить наконечник электроклапана и канал в дроссельной заслонке. Для чистки можно использовать промывочную жидкость на основе ацетона. Весь блок дроссельной заслонки также желательно снять и промыть, так как он загрязняется картерными газами. Если чистка РХХ не помогла, то необходимо проверить его исправность. Лучший выход – замена на заведомо рабочий, если такой есть в доступе. Или же можно замерить сопротивление при помощи мультиметра. Оно должно иметь значение от 40 до 80 Ом.

Неисправен датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Датчик массового расхода воздуха

Если поменяли датчик холостого хода на новый, а обороты плавают и не удерживаются на уровне 900-1000 об/мин, то необходимо проверить ДМРВ. Этот датчик управляет работой мотора на основании анализа воздуха, который поступает сразу после воздушного фильтра. Он не ремонтируется и может быть только заменен на новый. Еще одним симптомом неисправности ДМРВ является увеличенных расход топлива (на 20-30%), а также плохая динамика при разгоне.

Чтобы проверить, является ли ДМРВ причиной того что двигатель не держит обороты на холостом ходу, можно просто отключить его. Нужно делать это только при отключенном аккумуляторе. Если причина была в ДМРВ, при его отключении холостые обороты будут держаться стабильно. Но использовать постоянно автомобиль с отключенным ДМРВ нельзя, он необходим для корректной работы двигателя.

Возможный подсос воздуха

Если же плавают обороты при заводке двигателя, это скорее всего вызвано подсосом воздуха. Если воздух попадает дополнительно через трещины патрубков воздуховодов, двигатель работает нестабильно. Кроме того, данный воздух не проходит через фильтр, то есть через него может попасть пыль и песок, который приведет к повышенному износу двигателя.

Самостоятельно определить наличие трещин, через которые проходит воздух можно визуально. Обычно это происходит из-за треснувших или изношенных патрубков. Лучше их заменить новыми, не стоит просто перематывать изолентой. При ремонте в мастерской патрубки проверяются компрессором.

Засорен жиклер карбюратора

Если плавают обороты на холостом ходу инжектора, причины обычно связаны с датчиками, которые подключаются к главному блоку управления. В карбюраторном двигателе таких датчиков нет, и подача топлива не регулируется карбюратором. Поэтому неисправность нужно искать именно в карбюраторе. Здесь очень часто забиваются каналы подачи смеси, то есть жиклеры. Это связано с длительной эксплуатацией или с использованием низкокачественного топлива. При этом жиклер необходимо снять и прочистить. Для этого лучше использовать компрессор или промывочную жидкость.

Нарушена регулировка карбюратора

Регулировка оборотов на холостом ходу

Если плавают обороты на холостом ходу карбюраторного двигателя, неисправность также может вызвана неправильной регулировкой. Здесь есть специальный винт, который управляет подачей топлива при минимальных оборотах. Настройки холостого хода часто сбиваются и необходимо проводить регулировку. Если в карбюраторе установлен электромагнитный клапан – он может ломаться и перекрывать поступление топливной смеси.

Не отрегулирован или неисправен газовый редуктор

Если на газу плавают обороты на холостом ходу, необходимо проверить газовый редуктор. Здесь, как в карбюраторе, подача топлива регулируется специальными клапанами, которые настраиваются вручную. Настройка редуктора производится обычно через каждые 10 тысяч пробега. Еще нужно учитывать, что переход на газ с бензина производится только после прогрева. Поэтому если запустить двигатель на газу, он будет работать нестабильно до прогрева. Если же плавают обороты на прогретом двигателе, необходимо проверять систему подачи топлива и воздуха.

Если же на холодном двигателе плавают обороты, а при прогреве до средней температуры обороты стабилизируются, проблема может состоять в мембранах редуктора. Со временем мембраны внутри редуктора становятся неэластичными, в итоге двигатель работает нестабильно. Тогда нужно менять резиновые мембраны, которые входят в состав ремкоплекта.

Изношен или неисправен топливный насос высокого давления (ТНВД)

Топливный насос высокого давления

Если плавают обороты холостого хода дизельного двигателя, проблема обычно скрывается в топливном насосе. Изношенные лопасти насоса не позволяют обеспечить необходимое давление топлива, в результате мотор работает нестабильно. Нарушение нормальной работы наблюдается и на холостых оборотах, и при движении.

Перечисленные причины плавающих оборотов на холостом ходу легко устраняются без привлечения специалистов. Для этого нужно иметь минимальное количество инструментов и несколько часов свободного времени. Все работы необходимо производить при неработающем двигателе и отключенном аккумуляторе. Не рекомендуется эксплуатировать автомобиль, если двигатель не держит стабильные обороты на холостых. Лучше как можно быстрее устранять такую поломку, потому что если обороты двигателя прыгают на холостом ходу, это приводит к следующим последствиям:

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button