Двигатель

Насос системы охлаждения двигателя

Насос системы охлаждения двигателя

Водяная помпа: общие данные об устройстве и работе

Помпа

Устройство любого автомобиля подчиняется ряду законов. Нельзя обособить различные механизмы и узлы, потому что работа каждой системы так или иначе влияет на работу другой. Говоря о системе охлаждения, водители часто недооценивают роль водяного насоса. А между тем, именно от работы помпы зависит вся «жизнь» двигателя.

Что такое помпа автомобиля

Помпа — это водяной насос. Только циркулирует она не воду, а охлаждающую жидкость. Помпа относится к системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания и призвана обеспечивать принудительное охлаждение силового агрегата. Ведь, как известно, сам по себе тосол (или антифриз) не может гарантировать устранение перегрева мотора.

Общая конструкция устройства, принцип работы

Большинство автомобилей оснащается помпами, очень схожими по своему устройству. Особенно сильно этот принцип заметен при работе с отечественными моделями авто. Местоположение водяного насоса определяется его функциями. На легковых и грузовых автомобилях он находится у радиатора и, так или иначе, связан с ГРМ, так как ремень приводит насос в действие.

Помпа в автомобиле

Конструктивно механизм имеет следующее строение:

Валик насоса крепится к крышке корпуса.

На валике фиксируется крыльчатка.

С другого конца помпы имеется привод (то есть шкив), на современных моделях автомобилей шкив сопровождается вентилятором.

Через ГРМ и шкив на сам вал передаётся энергия вращения.

Вал приводит в действие крыльчатку.

Крыльчатка, в свою очередь, осуществляет циркуляцию топлива по системе.

Для чего нужна помпа в автомобиле

Большинство неопытных водителей полагает, что наличие охлаждающей жидкости в системе уже гарантирует качественное охлаждение ДВС. Однако это не так. Для того, чтобы жидкость в бесперебойном режиме поступала на горячую головку цилиндров, необходимо определённое давление. Именно это давление тосола (антифриза) и создаёт помпа.

Вращение крыльчатки обеспечивает нагнетание охлаждающей жидкости по всем магистралям. Таким образом к ДВС постоянно подаётся необходимое количество тосола, чтобы он не перегревался.

Соответственно, если вдруг помпа выйдет из строя, система охлаждения полностью теряет свою работоспособность.

Течь антифриза из-под помпы

Когда включается помпа

Помпа включается практически сразу же после включения зажигания двигателя (на разных автомобилях этот период может различаться). При заведённом моторе жидкость, которая изначально хранится в охлаждённом радиаторе, начинает поступать к водяному насосу. Тосол засасывается в центр крыльчатки и под давлением силы инерции выпускается по шлангам к мотору. То есть помпа давит на охлаждающую жидкость, заставляя её принудительно циркулировать по системе.

Момент выключения

Водяной насос призван работать всё то время, что двигатель находится в рабочем состоянии. Только так автопроизводитель может гарантировать отсутствие риска перегрева мотора. Поэтому механизм отключается вместе с двигателем.

Основные неисправности и ремонт

Помпа по своему устройству считается простым механизмом. Поломки и неисправности случаются довольно редко. Специалисты сервисных центров выделяют всего три причины, по которым механизм может выйти из строя:

Износ частей и деталей (обычно из-за старения сальника устройство прекращает нормально функционировать).

Изначальный брак водяного насоса.

Некачественный ремонт (даже хорошая деталь не будет обеспечивать циркуляцию жидкости, если была установлена неправильно).

Основными неисправностями любого водяного насоса можно считать износ сальника, поломку крыльчатки, заклинивание подшипника или потерю герметичности. Помпа начинает подтекать, даже вибрировать, что сказывается на качестве охлаждения ДВС и комфорте езды.

Обычно автовладельцы обращаются за услугами специалистов по ремонту. В некоторых случаях целесообразна замена износившихся элементов — сальника, крыльчатки или армированной манжеты. В редких случаях приходится менять приводной шкив.

Самостоятельный ремонт водяного насоса, которые охлаждает жидкость

Однако процедура разборки механизма довольно простая: можно самостоятельно разобрать механизм при помощи отвёртки и гаечных ключей и заменить выработанные детали на новые из ремкомплекта.

Популярные производители и модели

Для автомобилей отечественного и импортного производства в автомагазинах продаются разные модели водяных насосов. Каждая из них имеет свои особенности.

Производители водяных насосов для иномарок

Одним из самых распространённых производителей автомобильной помпы считается испанская компания Dolz. К слову, технические приспособления для оснащения транспортных средств Dolz производит с 1934 года. Все модели водяных насосов в обязательном порядке проходят сертификацию, а потому и считаются надёжными и качественными в работе.

Помпа Dolz для охлажения жидкости

Фирма Hepu (Германия) изготавливает водяные насосы практически для всех марок автомобилей — от «Порше» до «Фиата». Линейка продукции концерна насчитывает множество моделей насосов, при этом в производстве каждого изделия особое внимание уделяется внедрению самых передовых технологий.

BGA — производитель насосов и прочих автоузлов из Великобритании. Компания очень строго относится к контролю качества выпускаемой продукции, поэтому каждая помпа служит на протяжении долгих лет.

Производители водяных насосов для российских автомобилей

Белорусское предприятие Fenox производит дешёвые механизмы среднего качества. На каждый товар имеется заводской паспорт и гарантия.

Российский производитель «ТЗА» продаёт помпы для отечественного автопрома сразу в комплекте с уплотнительной прокладкой. Такую деталь удобно менять. Изделия этой компании можно купить практически в любом автомагазине.

Ещё одна российская компания Luzar специализируется исключительно на выпуске водяных насосов. Крыльчатка выполняется из алюминиевого сплава, что обеспечивает лёгкость механизма. К тому же в комплекте идёт не только уплотнитель, но и дополнительный крепёж.

Помпа Luzar

Таким образом, помпа автомобиля — это тот элемент, от которого зависит качественное охлаждение мотора. Стоит внимательно отнестись к выбору нового элемента и ремонту старого, если в этом есть необходимость.

Насосы для антифриза

Погружной насос перекачки топлива (12V, D50, съёмный фильтр) БелАК БAK.00075

Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 4 шт.: 3 160 р.
Цена за ед. товара: 790 р. 839 р.

Насос для перекачки топлива АвтоDело 15л/мин фильтр 12 В диаметр 38 мм 42082 14756

Напряжение: 12 В

Применение: дизель, керосин, антифриз, тосол

Производительность: 15 л/мин

Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 4 шт.: 3 332 р.
Цена за ед. товара: 833 р. 925 р.

Ручной насос для перекачки масла из бочки АвтоDело 42031 13117

Применение: дизель, масло, керосин, антифриз

Производительность: 16 л/мин

Для бочек объемом: 60 — 200 л

Ручной насос для перекачки слабоагрессивных жидкостей АвтоDело пластик 42037 13959

Применение: бензин, дизель, керосин, антифриз

Производительность: 20 л/мин

Для бочек объемом: 60 — 200 л

Длина раздаточного шланга: 1.5 м

Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 4 шт.: 2 144 р.
Цена за ед. товара: 536 р. 618 р.

Масляный насос 220В GROZ GR45520 - EOP/AC/230

Применение: дизель, масло, керосин, антифриз

Напряжение: 220 В

Производительность: 40 л/мин

Для бочек объемом: 50 — 205 л

Длина раздаточного шланга: 3 м

насос для перекачки топлива АвтоDело12В диаметр 51мм 40л/мин фильтр 42052 14754

Напряжение: 12 В

Применение: дизель, керосин, антифриз, тосол

Производительность: 40 л/мин

Упаковкой выгоднее!
Цена за упаковку 4 шт.: 3 656 р.
Цена за ед. товара: 914 р. 1016 р.

Помповый насос перекачки топлива 12V БелАК "Стандарт" БАК.11012

Напряжение: 12 В

Применение: дизель, керосин

Производительность: 50 л/мин

Ручной насос для перекачки жидкостей Koshin EP-305 100533342

Вид: на батарейках

Применение: дизель, масло, керосин

Производительность: 12 л/мин

Для бочек объемом: 5 — 30 л

Длина раздаточного шланга: 0.6 м

Насос перекачки топлива 24V 80л/мин Антей БелАК БAK.11048

Напряжение: 24 В

Применение: дизель, керосин

Производительность: 80 л/мин

Помповый насос перекачки топлива 24V БелАК "Стандарт" БАК.11024

Напряжение: 24 В

Применение: дизель, керосин

Производительность: 50 л/мин

Производители

Вы принимаете условия политики конфиденциальности и пользовательского соглашения каждый раз, когда оставляете свои данные
в любой форме обратной связи на сайте ВсеИнструменты.ру

Принцип работы жидкостного насоса

Как известно, жидкость в системе жидкостного охлаждения двигателя постоянно циркулирует по малому и большому кругу. Данный процесс является цикличным. Насос охлаждающей жидкости, который еще принято называть помпа системы охлаждения, отвечает за принудительную циркуляцию жидкости. Встречается также распространенное заблуждение, когда указанный насос ОЖ в отдельных источниках обозначают определением «водяной насос». Сегодня это утверждение почти окончательно утратило свою актуальность, так как вода в системе охлаждения современного ДВС практически никогда не используется.

Рекомендуем прочитать также статью об устройстве радиатора системы охлаждения. Из этой статьи Вы сможете узнать о том, из чего изготавливают данный элемент, его роли в системе жидкостного охлаждения ДВС, распространенным неисправностям и способам их устранения.

Устройство центробежного насоса

Помпа зачастую устанавливается в передней части бензинового и дизельного силового агрегата. Решение оснащается двумя типами привода. Механический привод наиболее распространен. Механизм устроен так, что усилие передается от коленвала или распределительного вала силовой установки. Для этого используется ременная передача. Электрический тип привода основан на использовании электродвигателя, который дополнительно имеет собственную систему управления. Помпа системы охлаждения имеет ряд конструктивных элементов:

  • корпус;
  • вал;
  • подшипник;
  • рабочее колесо (крыльчатка);
  • сальник насосной камеры;
  • прокладка;

Насос охлаждающей жидкости является насосом центробежного типа. В процессе работы помпа способна создать давление в системе охлаждения на приблизительной отметке около 1-й атмосферы. Такого давления вполне достаточно для того, чтобы точка кипения антифриза в системе сдвинулась вверх на 20 градусов по Цельсию.

Конструктивно насос ОЖ состоит из рабочего колеса, которое закреплено на валу со шкивом. Данное колесо может также иметь название «крыльчатка». Вся конструкция заключена в отдельном корпусе. Корпус помпы изготавливают из чугуна, а также можно встретить изделия из литого алюминия или магниевых сплавов. Встречаются и более удешевленные версии, когда отдельные элементы насоса изготовлены из пластмассы. В корпусе помпы имеются особые каналы, по которым реализован подвода и отвод охлаждающей жидкости к крыльчатке.

Читайте также  Причина вибрации двигателя с коробкой автомат

Корпус насоса жестко фиксируется на блоке цилиндров двигателя, а между блоком ДВС и корпусом помпы размещается специальная уплотнительная прокладка. Стоит понимать, что важную роль в работе помпы играет качественная герметизация насоса и наилучшее уплотнение. Именно указанная уплотнительная прокладка не позволяет вытекать охлаждающей жидкости из насоса в том месте, где помпа соединяется с рубашкой охлаждения двигателя. Там, где вал выходит из корпуса насоса, дополнительно установлен сальник помпы. Данные решения надежно герметизируют устройство и уплотняют стык корпуса насоса и блока, тем самым эффективно предотвращается утечка охлаждающей жидкости из корпуса.

Статья в тему: ЭСУД: что это такое в автомобиле

За принудительную циркуляцию жидкости в системе отвечает рабочее колесо в корпусе насоса. Колесо выполнено так, что имеет специальные лопасти особой формы. Именно по этой причине колесо называют крыльчаткой, которая закрепляется на валу привода.

Приводной вал фиксируется в корпусе на подшипниках, которые отвечают за вращение вала. На противоположной стороне приводного вала установлен приводной шкив, который приводится в действие механическим способом от двигателя или отдельным электромотором.

Жидкостный насос

Назначение и устройство насоса охлаждающей жидкости

Жидкостный насос, или как его называют – помпа, создает в системе охлаждения принудительную циркуляцию жидкости.

Как правило, в системах охлаждения двигателей применяют одноступенчатые насосы центробежного типа. Привод жидкостного насоса обычно осуществляется от коленчатого вала при помощи клиноременной, зубчатоременной или зубчатой цилиндрической передачи.

Жидкостный насос состоит из корпуса, представляющего собой улитку, вала привода, размещенного в корпусе на подшипниках, крыльчатки, которая часто выполняется заодно с валом привода, а также уплотняющих элементов – манжет, сальников и т. п.

Принцип работы помпы

Когда двигатель запущен и жидкостной насос начинает работу, тогда вращение рабочего колеса от привода (в большинстве случаев обеспечивается ремнем от шкива коленчатого вала) создает на входе насоса разрежение. Благодаря этому охлаждающая жидкость, которая находится в радиаторе и расширительном бачке, подается в насос. Далее жидкость оказывается уже внутри насоса и попадает на крыльчатку. После того, как она пройдет по лопастям рабочего колеса, центробежная сила выбросит ОЖ на выход из помпы. Оттуда жидкость поступит в рубашку охлаждения блока цилиндров силового агрегата. Если подробнее проследить путь ОЖ в системе после запуска ДВС, получаем следующее:

  1. Жидкость, находящаяся в нижнем бачке радиатора, через канал в центре корпуса жидкостного насоса проходит внутрь помпы.
  2. Вращение крыльчатки создает центробежную силу, которая буквально отбрасывает охлаждающую жидкость к стенкам корпуса помпы. Так как в системе появилось давление, созданное насосом, это давление обеспечивает нагнетание охлаждающей жидкости через особый канал в распределительную трубку, которая расположена в головке блока цилиндров мотора.
  3. Через отверстие этой трубки охлаждающая жидкость первым делом окажется в патрубках около разогретых выпускных клапанов.

Указанная схема движения жидкости в такой последовательности обеспечивает немедленное и первоочередное охлаждение именно тех деталей силового агрегата, которые максимально нагреваются. Далее жидкость следует по рубашке двигателя, охлаждая остальные теплонагруженные элементы мотора.

Если основной клапан термостата закрыт, тогда охлаждающая жидкость проходит по рубашке охлаждения и попадает в перепускной канал, по которому происходит её возврат обратно в центробежный жидкостной насос. Если термостат открыт, то во время движения жидкости по большому кругу она поступает обратно в помпу из нижнего радиаторного бачка. Подвод жидкости реализован через нижний подводящий патрубок.

Системы с дополнительным насосом

Существуют системы охлаждения двигателя, в которых могут быть установлены сразу два насоса охлаждающей жидкости. Если основной насос отвечает за главную функцию, то дополнительный насос может выполнять одну из целого ряда функций зависимо от конструкции самого двигателя:

  • Обеспечение дополнительного охлаждение двигателя, что актуально для стран с высокой круглогодичной температурой наружного воздуха.
  • Дополнительная центробежная помпа позволяет работать автономному отопителю, который может быть включен в общую схему системы охлаждения силовой установки;
  • Охлаждение отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов;
  • Еще один насос может использоваться для охлаждения турбокомпрессора на таких двигателях, которые оборудованы наддувом;
  • Вторая помпа может быть установлена для того, чтобы прокачивать охлаждающую жидкость после остановки двигателя. Такое решение используется для того, чтобы избежать перегрева силовой установки уже после остановки мотора и деактивации основного механического насоса.

Статья в тему: Паста для полировки фар и прочие средства

В подавляющем большинстве случаев дополнительный насос охлаждающей жидкости оборудован электрическим приводом. Дополнительная помпа является элементом, который управляется системой управления ДВС. Управление устройством реализовано по команде электронного блока управления силовым агрегатом автомобиля. Получается, что включение и выключение помпы происходит под контролем ЭБУ.

Роль насоса в жизни системы охлаждения

Для чего вообще нужна эта деталь? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо ещё раз вспомнить строение охлаждающей системы. Если вкратце, то её основными элементами являются: рубашка охлаждения мотора, радиатор, термостат, наш сегодняшний герой насос, вентилятор радиатора, расширительный бачок и всякие трубки и патрубки, по которым бежит жидкость (антифриз или тосол).

Рекомендуем: Экспресс замена масла в двигателе: почему может быть опасной

Одним из условий, при которых двигатель получается качественно остужать, является постоянная циркуляция в системе – разогретый при прохождении через силовой агрегат антифриз должен поступить в радиатор, где он охладится, а потом вновь в мотор.

Именно за эту работу и отвечает автомобильная помпа – она гоняет жидкость по венам охлаждающей системы двигателя. Вряд ли стоит говорить, что поломка этого насоса ставит под удар работоспособность силового агрегата в целом, потому как, не остывая, он просто-напросто закипит и заглохнет.

Ремонт помпы своими руками

Центробежный насос охлаждающей жидкости двигателя представляет собой разборной узел. Если Вы по какой-либо причине решите отказаться от установки новой помпы и начнете ремонт имеющегося насоса, тогда существует возможность замены отдельных его элементов. Можно попытаться заменить подшипники центробежной помпы, вал, крыльчатку и т.д. Такой подход иногда позволяет снизить стоимость ремонта, но найти нужные запчасти не всегда удается в свободной продаже.

Необходимо отметить, что доступ к насосу для его частичной или полной разборки зачастую затруднен. Некоторые модели автомобилей устроены так, что Вам будет необходимо сначала немного открутить подушки силового агрегата. Делать это нужно будет снизу, так что очень желательно наличие смотровой ямы, определенных навыков и подручного инструмента.

Поверка автомобильной помпы системы охлаждения. Основные признаки неисправностей. Диагностика водяного насоса без снятия, дефектовка со снятием с двигателя.

Почему закипает жидкость в системе охлаждения двигателя. Какие действия необходимо предпринять водителю, если двигатель «кипит». Полезные советы.

Распространенные поломки системы охлаждения мотора: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как самому определить причины.

Как часто требуется замена антифриз. Самостоятельная промывка системы охлаждения от грязи, накипи и ржавчины. Средства для промывки системы охлаждения ДВС.

Что может стучать, свистеть, шелестеть и издавать другие посторонние звуки под капотом после запуска двигателя. Диагностика и определение неисправностей.

Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Поломка помпы и течь охлаждающей жидкости

Если герметичность системы не нарушена, уровень охлаждающей жидкости в норме, но жидкостной насос не обеспечивает циркуляцию жидкости, это закономерно приводит к тому, что температура двигателя быстро повысится. На это укажут показания на панели приборов при условии полностью исправного датчика. Всегда помните, что даже нескольких минут езды в таком режиме даже с минимальными нагрузками на мотор уже будет достаточно для закипания ОЖ в радиаторе и заклинивания силовой установки.

При обнаружении перегрева по причине отказа помпы или выявлении интенсивной течи на заведенном и/или заглушенном моторе, нужно немедленно прекратить дальнейшее движение. Помпу может уже почти заклинить по причине разрушения подшипников, о чем скажет характерный металлический звук в процессе работы. Вполне очевидно, что в случае сильной течи тоже нельзя ехать дальше даже тогда, когда Вы имеете возможность долить ОЖ до нормального уровня. Лучше добраться с такими неисправностями до места ремонта, но уже не своим ходом, или приступить к ремонту на месте.

Еще одним признаком поломок помпы является слабое подтекание или следы утечки антифриза в том месте, где установлен центробежный насос. Если явной и сильной течи нет, тогда необходимо дать двигателю остыть. Только затем можно долить ОЖ до нормального уровня. После долива возможно продолжить движение, так как циркуляция жидкости все равно будет обеспечивать нормальное охлаждение. Главное в таком случае-постоянный контроль уровня жидкости в расширительном бачке и регулярный долив по дороге до ближайшего СТО, так как нормальная эксплуатация машины становится невозможной.

Читайте также  Антифриз попадает в двигатель признаки

Водяная помпа (насос) или Двигатель с холодным сердцем


Насос (помпа) системы охлаждения двигателя
Конструктивно помпа представляет собой классический центробежный насос для перекачки воды и неагрессивных жидкостей. Она состоит из следующих деталей:

  • Герметичный корпус. Он имеет сложную форму и чаще всего изготавливается из алюминиевых сплавов. Для подключения в систему в корпусе выполнены два патрубка – всасывающий и напорный. Первый подключается к магистрали, идущей от радиатора, а второй к магистрали рубашки охлаждения двигателя.
  • Вал – осуществляет передачу вращения от привода к крыльчатке помпы.
  • Крыльчатка, или рабочее колесо. Имеет лопасти специальной формы, с помощью которых осуществляет нагнетание охлаждающей жидкости в систему.
  • Приводной шкив.
  • Уплотнители (сальники) – предотвращает утечку охлаждающей жидкости в местах крепления насоса к магистралям.
  • Подшипники.

Располагается помпа в системе охлаждения двигателя между радиатором и рубашкой. Чаще всего – это передняя часть мотора.

Изначально в качестве охлаждающей жидкости применялась просто очищенная вода, а потому такой насос нередко называют помпа водяного охлаждения двигателя. Сейчас этот термин неактуален, поскольку для охлаждения применяют не чистую воду, а водные растворы с ингибиторами коррозии (в теплом климате) и антифризы (в зимнее время), в состав которых также входит этиленгликоль.

Конструкция водяного насоса

Внешний вид водяных насосов может быть разный (сказываются конструктивные особенности силовых установок разных производителей), но все они конструктивно одинаковы и состоят из:

  • корпус;
  • ось;
  • шкив или зубчатое колесо;
  • крыльчатка;
  • сальник;
  • подшипники.

Корпус

Корпус является несущим элементом и в нем располагаются все перечисленные составные части, кроме крыльчатки и шкива, которые располагаются с внешних сторон. Корпус изготавливается чаще всего из алюминия. Также посредством его производится крепление помпы к блоку цилиндров. Чтобы обеспечить герметичность в месте прилегания корпуса к мотору, между ними устанавливается прокладка.

Рекомендуем: Какое масло заливать в старый двигатель с большим пробегом?

Чтобы антифриз и влага не скапливались в зоне расположения подшипников, в корпусе проделано дренажное отверстие.

Принцип работы помпы охлаждения двигателя


Расположение помпы системы охлаждения
Главной задачей насоса системы охлаждения является создание избыточного давления для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в контурах. С практической стороны это ускоряет процесс теплообмена между узлами двигателя и охлаждающей жидкостью.

При запуске двигателя автомобиля привод насоса через ременную передачу и вал передает вращательное движение рабочему колесу. В этот момент на входе (всасывающем патрубке) создается разрежение, способствующее всасыванию жидкости в помпу. Жидкость при этом находится в охлажденном состоянии, так как поступает из радиатора системы охлаждения.

Попадая в центральную часть помпы, жидкость движется по лопастям крыльчатки и под действием центробежной силы нагнетается через выходной патрубок в рубашку системы охлаждения двигателя (к головке блока цилиндров). Под действием высокого давления охлаждающая жидкость проходит по контуру через основные узлы и выполняет отвод тепла. После этого она вновь возвращается к радиатору, где остужается и всасывается насосом для нового цикла охлаждения.

Виды насосов охлаждающей системы


Виды насосов системы охлаждения
Используемые в современном автомобилестроении насосы охлаждающей жидкости не имеют принципиальных конструктивных отличий. Но они могут разделяться в зависимости от типа привода, назначения и конструкции корпуса. Привод насоса может осуществляться двумя способами:

  • Механический – вал помпы соединен при помощи ременной передачи с коленвалом или распредвалом мотора. В этом случае она приводится в движение синхронно с запуском двигателя.
  • Электрический – в такой схеме вал насоса приводится в движение дополнительным электродвигателем, работа которого контролируется электронным блоком управления двигателя (ЭБУ).

По назначению помпа автомобильного двигателя может быть:

  • Основной. Такой насос выполняет непосредственную перекачку жидкости в системе охлаждения.
  • Дополнительной. Устанавливается не на всех автомобилях и может предназначаться для вспомогательного охлаждения в регионах с очень жарким климатом, снижения температуры отработавших газов, охлаждения турбонагнетателя в моторах с турбонаддувом, дополнительного охлаждения двигателя после остановки. В отличие от основного насоса, дополнительный приводится в работу индивидуальным электродвигателем.

Сроки эксплуатации насоса для перекачки охлаждающей жидкости зависят от типа конструкции его корпуса. По этому параметру различают:

  • Разборные. Этот тип применяется в старых и отечественных автомобилях. Такая конструкция позволяет выполнить ремонт и промывку помпы.
  • Неразборные. В большинстве стран помпа двигателя считается недорогой расходной запчастью, а потому многие производители перешли к изготовлению неразборных насосов. Их необходимо полностью заменять каждые 60 тысяч километров пробега автомобиля. При установке нового насоса обязательно выполняется замена приводного ремня.

Помимо описанных выше конструкций, также существуют отключаемые насосы. Они позволяют отключать поступление охлаждающей жидкости, пока она не прогреется до температуры 30°С. Это позволяет обеспечить более быстрый прогрев двигателя и улучшить показатели расхода топлива.

Возможные неисправности помпы системы охлаждения

Поломка насоса охлаждающей жидкости может привести к остановке всей системы. Это может серьезно отразиться на состоянии двигателя. Наиболее частыми проблемами помпы являются:

  • Износ уплотнителя (сальника). В этом случае происходит утечка охлаждающей жидкости.
  • Поломка рабочего колеса. При разрушении крыльчатки нагнетание жидкости становится хуже (падает давление) или вовсе прекращается.
  • Заклинивание подшипников. Если смазка насоса ухудшается, что также может быть следствием подтекания жидкости охлаждения, помпа начинает работать с перебоями.
  • Увеличение люфта между крыльчаткой и валом насоса. В процессе работы рабочее колесо, закрепленное на валу, может разболтаться, что приводит к нестабильной работе помпы и другим поломкам.
  • Химическая коррозия. Чаще всего эта проблема затрагивает рабочее колесо насоса и возникает, если используются жидкости низкого качества.
  • Разрушение под действием кавитации. Пузырьки воздуха, которые могут возникать при работе насоса, интенсивно разрушают его изнутри, что приводит к ломкости деталей и их поражению коррозией.
  • Загрязнение системы. Химические отложения и просто грязь, попадающая внутрь насоса, со временем образуют твердый налет на его деталях, что затрудняет вращение рабочего колеса и прохождение жидкости.
  • Разрушение подшипников. В этом случае при работе насоса появляется характерный свист. Заменить такие подшипники сложно, а потому в этом случае насос просто меняют.
  • Обрыв ремня привода. При использовании некачественного ремня или несвоевременной его замене может произойти разрыв или проскальзывание.

При остановке работы системы охлаждения двигателя всего на 5-6 минут может произойти перегрев двигателя. Действие высоких температур нарушает геометрию головки блока цилиндров и ведет к повреждениям кривошипно-шатунного механизма. Не стоит игнорировать мелкие неисправности системы охлаждения, так как в дальнейшем они могут привести к серьезному ремонту.

Подвеска, являясь промежуточным звеном между кузовом автомобиля и дорогой, должна быть лёгкой и наряду с высокой комфортностью, обеспечивать максимальную безопасность движения и плавность хода.

В тяжелых дорожных условиях и при постоянной экстремальной нагрузке, особое значение приобретает качество изделий.

Детали подвески и рулевого управления WEBER обладают повышенным ресурсом, сохраняя вместе с этим ценовую доступность для широкого круга покупателей. Использование новейших технологий производства и постоянный контроль качества позволяют создать детали, которые не уступают по качеству оригинальным.

В ассортимент торговой марки WEBER включены все основные узлы, требующие периодической замены при длительной и интенсивной эксплуатации автомобиля:

  • рулевые механизмы;
  • шаровые опоры;
  • наконечники тяг;
  • сайлентблоки.

Рулевые механизмы WEBER

Через рулевой механизм осуществляется передача усилия от рулевого колеса к рулевому приводу, а рулевой привод передает усилие на управляемые колеса.

Рулевые механизмы WEBER изготавливаются на современном оборудовании с использованием передовых научно-технических разработок. Каждый артикул рулевого механизма WEBER изготавливается в полном соответствии с требованиями заводов изготовителей.

Дефекты рулевого механизма, а также повышенная изнашиваемость его деталей могут привести к необратимым последствиям для жизни и здоровья людей, поэтому все рулевые механизмы WEBER проходят инструментальный контроль, что гарантирует высокое качество и надежность каждого изделия.

Основные преимущества рулевых механизмов WEBER

  • поверхностная закалка шестерней червячной пары;
  • высокое качество металла, используемое при производстве механизма;
  • способность максимально поглощать силу толчков, передаваемых на рулевое колесо от управляемых колес;
  • максимальная надежность эксплуатации.

Шаровые опоры WEBER

Шаровые опоры используются там, где необходимо получить шарнирное соединение с высокой подвижностью звеньев. Величина усилий, передваемых шаровыми опорами, зависит от массы автомобиля, кинематической схемы подвески и других факторов. Помимо присоединительных размеров нормируется угол отклонения пальца опоры в разных направлениях, износостойкость и усилия на вырывание и выдавливание пальца.

Главная деталь опоры — её шаровой палец. Именно его долговечность определяет ресурс всей детали и зависит от материала и технологии изготовления. Необходимо, чтобы шаровой палец и корпус в зонах контакта с подшипником были подвергнуты закалке, а поверхностный слой подшипника — упрочнению.

Основные преимущества шаровой опоры WEBER:

  • конструкция корпуса детали обладает повышенной прочностью и предназначена для эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях;
  • антикоррозийное покрытие металла обеспе- чивает дополнительную защиту;
  • устойчивость к перепадам температур от -40C до +40С, воздействию окружающей среды и микроударам;
  • отсутствие сверхнормативных усилий в рулевом приводе;
  • шаровые пальцы изготавливаются из легированной конструкционной стали и подвергаются термической обработке для получения сферической поверхности высокой твердости. В конструкции опор используются вкладыши из высокопрочной износостойкой пластмассы, обеспечивающие низкий коэффициент трения между трущимися поверхностями;
  • максимальная безопасность эксплуатации.
Читайте также  Можно ли мыть двигатель

Наконечники рулевых тяг WEBER


Наконечники рулевых тяг WEBER — обеспечивают связь рулевого механизма c управляемыми передними колесами. Поскольку все детали рулевого управления являются особо ответственными с точки зрения безопасности, поэтому к конструкции, материалам и технологии изготовления рулевых тяг предъявляются особенно жесткие требования. Для каждой модели регламентируются присоединительные размеры, прочность корпуса шарового шарнира, твердость сферической поверхности пальца, минимально необходимые углы качания пальца. Качество совершаемых маневров и удобство управления автотранспортным средством во многом зависит от правильной работы данной детали.

Рулевые наконечники стоят в ряду изделий, имеющих высокий уровень спроса в связи с относительно небольшим сроком их службы. Причиной необходимости замены рулевого наконечника являются повышенные зазоры в шаровом пальце, приводящие к увеличению люфта рулевого управления и снижению безопасности движения.

Основные преимущества наконечников рулевых тяг WEBER:

  • производство пыльника из высококачественного материала, имеющего длительный срок службы и устойчивого к механическим повреждениям;
  • покрытие металла, стойкое к агрессивным сре- дам;
  • высокопрочная сталь пальца шарнирного соединения;
  • максимальная надежность и безопасность эксплуатации.

Сайлентблоки WEBER

Сайлентблок служит для соединения деталей под вески, гасит колебания, передаваемые от одного узла к другому. На него приходятся самые тяжелые нагрузки, и он должен противостоять деформации, которую получает подвеска автомобиля.

В условиях российских дорог сайлентблоки подвергаются постоянным жестким нагрузкам и требуют постоянного контроля и своевременной замены.

Насос системы охлаждения двигателя

ГОСТ Р 53839-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАСОСЫ ЖИДКОСТНЫЕ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ

Технические требования и методы испытаний

Automobile engines. Liquid pumps of cooling systems. Technical requirements and test methods

ОКС 43.060.30
ОКП 45 0000

Дата введения 2010-09-15

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на насосы жидкостные (далее — насосы), предназначенные для организации циркуляции охлаждающей жидкости в полостях систем охлаждения двигателя и систем отопления кабин (салонов) автомобиля.

Стандарт устанавливает технические требования и методы испытаний.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества

ГОСТ Р ИСО/ТО 8550-1-2007 Статистические методы. Руководство по выбору и применению систем статистического приемочного контроля дискретных единиц продукции в партиях. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 50779.30-95 Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры и мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнение для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 28498-90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Технические требования

3.1 Показатели и характеристики насосов

3.1.1 Функциональные показатели — показатели, характеризующие процесс преобразования механической энергии, подводимой к рабочему колесу насоса, в кинетическую и потенциальную энергию жидкости. Функциональными показателями являются:

— подача — количество жидкости, проходящей через насос в единицу времени;

— напор — увеличение удельной энергии жидкости между входным и выходным сечениями насоса;

— частота вращения крыльчатки (рабочего колеса);

— мощность, затрачиваемая на привод насоса;

— кавитационный запас насоса — приведенный к оси насоса избыток удельной энергии жидкости на входе в насос над удельной энергией (упругостью) ее насыщенных паров;

— допустимый кавитационный запас насоса — минимально допустимое значение кавитационного запаса, обеспечивающее работу насоса без кавитации;

— критический кавитационный запас — значение кавитационного запаса, соответствующее снижению подачи на 2% относительно установленной конструкторской документацией (КД) величины.

3.1.2 Показатели надежности — показатели, характеризующие сохраняемость герметичности и функциональных показателей насоса под воздействием внешних и (или) внутренних нагрузок. Показателями надежности являются:

— стойкость к внешнему вибрационному воздействию;

— стойкость к высокотемпературному воздействию;

— стойкость к низкотемпературному воздействию.

3.1.3 Функциональные характеристики насоса:

— скоростная характеристика — изменение подачи, напора и мощности, затрачиваемой на привод насоса, при определенной постоянной величине дросселирования в зависимости от частоты вращения крыльчатки насоса;

— напорная характеристика — изменение напора насоса в зависимости от его подачи при различных частотах вращения крыльчатки;

— энергетическая характеристика — изменение коэффициента полезного действия (КПД) и мощности, затрачиваемой на привод насоса, в зависимости от его подачи при различных частотах вращения крыльчатки;

— частная кавитационная характеристика — изменение напора насоса в зависимости от кавитационного запаса при постоянном значении частоты вращения насоса и нескольких значениях подачи, соответствующих установленной частоте вращения;

— кавитационная характеристика — изменение критического кавитационного запаса в зависимости от подачи насоса при определенной частоте вращения крыльчатки.

3.2 Насосы изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта и КД, утвержденной в установленном порядке.

3.3 Насосы выпускают в общеклиматическом исполнении О категории размещения 2 по ГОСТ 15150.

3.4 КД на насосы должна содержать контрольные значения функциональных показателей, которые обеспечивают выполнение требований технических условий (ТУ) для конкретных моделей двигателей по температурному режиму, подаче и напору охлаждающей жидкости.

3.5 Внешний вид насосов должен соответствовать требованиям КД и эталонному образцу, утвержденному в установленном порядке.

3.6 Детали насосов не должны иметь раковин, забоин, трещин, заусенцев и других дефектов, ухудшающих их показатели и внешний вид.

3.7 Сальник насоса должен обеспечивать герметичность, то есть исключать утечку охлаждающей жидкости из полости насоса. Критерием герметичности является отсутствие каплепадения из дренажного отверстия и мест сопряжения корпусных деталей двигателя и насоса.

3.8 Вал собранного насоса должен проворачиваться свободно и без заеданий.

3.9 Насосы после испытаний должны сохранять герметичность и показатели стойкости к воздействию: внешнему вибрационному, высоко- и низкотемпературному.

3.10 Ресурс насоса (срок службы без выполнения каких-либо ремонтов, не связанных с механическими повреждениями в результате аварий) должен соответствовать ресурсу двигателя, для которого он предназначен.

3.11 Требования безопасности

Безусловное выполнение требований 3.7 и 3.9 обеспечивает в эксплуатации оптимальный тепловой режим работы двигателя, не допуская аварийной потери охлаждающей жидкости и перегрева двигателя.

4 Правила приемки

4.1 Изготовленные насосы (далее в разделе — изделия) до их отгрузки, передачи или продажи потребителю подлежат приемке с целью удостоверения их годности для использования в соответствии с требованиями, установленными в настоящем стандарте и в КД, договорах, контрактах (далее в разделе — нормативная и техническая документация).

4.2 Для контроля качества и приемки изготовленные изделия подвергают:

— приемке (контролю) службой технического контроля (СТК);

— типовым испытаниям (при внесении предлагаемых изменений в конструкцию выпускаемых изделий и (или) технологию их изготовления).

4.3 Приемка СТК и периодические испытания в совокупности должны обеспечивать достоверную проверку всех свойств выпускаемых изделий, подлежащих контролю на соответствие требованиям нормативной и технической документации.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button