Гидроудар для двигателя

Гидроудар двигателя. Что делать и кто за все заплатит

гидроудар

Нельзя понять природу гидроудара без небольшого ликбеза по курсу физики для четвёртого класса средней школы. Впрочем, ничего сложного в этом нет. Поршень совершает возвратно-поступательные движения, преобразуя их во вращательное движение коленвала.

гидроудар

Если при плавном замедлении ничего катастрофичного произойти не может, то при резкой остановке на поршень, да и на всю цилиндро-поршневую группу, будет действовать куча векторных сил — инерция, кинетическая энергия, накопленная в маховике коленвала, сила, приложенная той самой инерцией на шатунный палец. При чем здесь вода?

Как мы знаем из курса физики, вода практически не подвергается сжатию. Это значит, что попадая в закрытый объем камеры сгорания на такте сжатия, она как раз и создаёт то самое непреодолимое препятствие для поршня. Спотыкаясь о преграду, поршень первый принимает на себя громадную энергию инерции, несопоставимую с пределом прочности деталей двигателя. Даже самых прочных.
Последствия внезапной остановки поршня предсказать невозможно. Может случиться все что угодно, от полного разрушения поршня, до пробитого блока цилиндров осколком шатуна, кулак дружбы, как его ласково называют автомобилисты.

Причины гидроудара и как его не допустить

  • конденсат в больших количествах, образованный на стенках камеры сгорания, внутренней поверхности впускного коллектора или корпуса воздушного фильтра;
  • масло из системы смазки, масло из системы смазки турбины, виной тоже может быть пробитая прокладка или привалочная плоскость головки блока с изменённой геометрией, это частое явление при перегреве мотора;
  • антифриз при пробитой прокладке головки блока или повреждённых каналах водяной рубашки ГБЦ;
  • обычная вода, попавшая в камеру сгорания при переезде бродов и глубоких луж на высокой скорости, что случается довольно часто, не редко попадание воды в коллектор наблюдают после мойки двигателя с особым остервенением, чего делать мы не рекомендуем.

Следовательно, чтобы обезопасить мотор от гидравлического удара, необходимо как можно аккуратнее проезжать водные препятствия и не переоценивать возможности своей машины по проходимости и преодолению бродов. В крайнем случае, для поклонников офф-роуда предусмотрены специальные воздуховоды, которые называются шноркелями. Шноркель выносится на безопасное расстояние и как можно выше уровня капота. Но даже он не даёт полной гарантии, что в систему не попадёт тех самых злосчастных 100 г воды, способных убить наш двигатель.

гидроудар

Последствия: заклинил двигатель, кулак дружбы и горсть обломков

гильзы

На глаз мы можем не заметить разницы между исправным шатуном и искривлённым, но несоосность в доли миллиметра между пальцем и шатунной шейкой коленвала уже приводит к гиперизносу цилиндро-поршневой группы. Установить это, к большому сожалению, можно только после вскрытия двигателя. Износ может быть такого масштаба, что полностью выведет из строя мотор буквально за три минуты работы.
Мы же понимаем, что даже незначительные изменения в геометрии обкатанного цилиндро-поршневого механизма могут привести перекосу поршня, а это прямой путь к мгновенному перегреву и клину мотора. Причём чем больше попыток запуска мы делаем, тем сильнее добиваем двигатель.

  • Два вида нагара на днище поршня. Один вид нагара нормальный, а второй появляется уже после гидроудара. Центр его смещён и свет нагара будет другим, как и толщина слоя. Причина — изменение геометрии шатуна.
  • Искривленный шатун. Сложность в том, что проверить соосность шеек шатуна без специального оборудования невозможно. Такие стенды встречаются крайне редко в специализированных СТО и лабораториях. На глаз же шатун может быть вполне приличным, но дальнейшее использование послеударных шатунов категорически недопустимо даже при идеальном внешнем виде.
  • Задиры на поверхности поршневой юбки, нехарактерные следы износа на гильзе, появление нагара на поршневой юбке. Его там в принципе быть не должно, если шатунно-поршневая группа не ушатанная вусмерть.
  • Неравномерная толщина износа вкладышей, и коренных, и шатунных. Диагональный износ в виде рисок. Это тоже скажет об изменении геометрии ШПГ.

Есть симптомы, говорящие о том, что гидроудар любой степени тяжести приключался с этим двигателем. В первую очередь, это следы воды в корпусе воздушного фильтра, деформированный фильтрующий элемент, вода в воздухозаборниках и патрубках, много конденсата на крышке воздушного фильтра. Что касается масляного гидроудара, то здесь все понятно. Масло будет проникать не только в камеру сгорания и коптить, забрасывать свечи, но и попадёт в систему охлаждения.

гидроудар

А это просто выяснить, проверив качество антифриза в расширительном бачке, а также цвет масла на щупе и под крышкой маслозаливной горловины. Ещё один косвенный признак гидроудара — падение компрессии в одном из цилиндров. Это объясняется тем, что шатун искривился, поршень просел на несколько миллиметров и объем камеры сгорания увеличился.

Что такое гидроудар двигателя: последствия и решение вопроса

Вы никогда не задумывались, дорогие читатели, почему у подготовленных для езды по бездорожью легковых автомобилей и военных грузовиков из подкапотного пространства выведена труба с «грибком», закрепленная на правой передней стойке кузова или кабины? Отвечаем: данная конструкция представляет собой длинный патрубок, благодаря которому воздух в двигатель попадает не из-под капота, а с гораздо более высокой точки, что помогает без труда форсировать водные преграды вброд и предотвращает риск гидроудара двигателя.

Содержание:

Но от этого неприятного явления не застрахованы и городские жители – достаточно одного хорошего ливня, и зачастую улицы превращаются в реки. Как же избежать проблем с двигателем в такой момент и что делать, если гидроудар все же произошел? Этому и посвящена сегодняшняя статья.

Что такое гидроудар в двигателе и его причины

Для начала разберемся, что такое гидроудар. Когда мотор работает в нормальном режиме, в цилиндр поступает исключительно топливно-воздушная смесь. Поршень сжимает ее, она зажигается от сжатия или искрой от свечи зажигания и т.д. Теперь представим ситуацию, когда вместе с воздухом залилась вода. Все будет происходить схожим образом, но появится одна проблема: вода практически не сжимается, она в разы плотнее любого газа. Если ее будет совсем чуть-чуть, она просто-напросто испарится от высокой температуры, но вот когда ее объем превышает таковой у камеры сгорания, а поршень уже находится в высшей точке… Вот тут и начинается деформация шатуна. Он оказывается зажат между поршнем, который упирается в воду, и коленчатым валом, вращающимся под действием инерции. В конечном итоге шатун гнется. Далее возможно 2 варианта:

  • В первом двигатель молниеносно «показывает руку дружбы» – т.е. сломавшийся шатун пробивает дыру в блоке.
  • Во втором – все то же самое, но через несколько тысяч километров, если только бдительный автолюбитель не заменит поврежденные детали раньше.

Как бы то ни было, главная причина гидроудара в двигателе – это попадание в цилиндр жидкости.

Как понять что это был гидроудар?

Отверстие в блоке цилиндров, пробитое шатуном, нельзя считать прямым доказательством гидроудара. В некоторых случаях такое может произойти в результате раскручивания болтов нижней крышки шатуна. Поэтому все признаки гидроудара связаны с водой в цилиндре – вот ее следы как раз и надо искать.

Симптомы гидроудара двигателя

Итак, что же может указывать на гидроудар?

  1. Жидкость, оказавшаяся во впускном коллекторе, и деформированный фильтрующий элемент воздушного фильтра.
  2. Полоса нагара в цилиндре стала заметно шире, чем обычно.
  3. Нагар как будто «затерт» с какой-нибудь стороны.
  4. Сам поршень выглядит потертым, причем наискосок.
  5. Шатун согнулся и стал кривым.
  6. Головка цилиндра, в котором случился гидроудар, сильнее покрыта нагаром, чем другие.
  7. Шатунные вкладыши коленчатого вала выглядят затертыми с краев.
Читайте также  Подсос воздуха как влияет на работу двигателя

Давайте рассмотрим признаки гидроудара на двигателе более подробнее.

1) Как уже говорилось выше, вода – это главная причина гидроудара. Поэтому сначала надо поискать ее следы во впускном коллекторе. Однако делать это надо как можно быстрее, поскольку уже через несколько суток она исчезнет. Нашли воду? Значит, гидроудар все-таки случился. Однако в некоторых случаях у вас может и не быть возможности снять коллектор (например, в полевых условиях во время поездки по бездорожью). В таком случае внимательно осмотрите воздушный фильтр. Вас должны насторожить влажные разводы и деформированный фильтрующий элемент, если тот бумажный (синтетические материалы сохраняют свою форму при намокании).

2) Поскольку щатун искривляется, поршень уже не доходит до верхней точки. Поэтому полоса нагара увеличивается прямо пропорционально степени деформации шатуна.

3) Данный пункт опять же вытекает из деформации шатуна. Будучи искривленным, он не может обеспечить равномерное движение поршня в цилинлре – тот будет сильнее прилегать к какой-нибудь стороне, и слабее – к противоположной. Вследствие этого нагар равномерным уже не будет.

4) Сам поршень тоже будет деформироваться по причине неравномерного движения. На практике это выглядит как своеобразные «потертости» на его поверхности в местах, где он соприкасался со стенками цилиндра. Как правило, эти следы располагаются не по прямой линии, а наискосок.

5) Вода может попасть не в один цилиндр, а в 2 или 3, а то и во все сразу. Так вот, если, например, один шатун сломался в результате гидроудара, то другой может не разрушиться, а только согнуться. Чаще всего это происходит с верхней частью шатуна. Иногда изгиб не очень значителен, так что смотрите внимательно!

6) Сняв головку блока цилиндров, вы можете заметить, что одна из камер сгорания заметно более черная, чем остальные. Выходит, нагара на ней больше, но почему? Все дело в том, что из-за деформированного шатуна ход поршня сокращается, что приводит к тому, что цилиндру не удается «втянуть» нормальное количество топливо-воздушной смеси. Но ее поступает столько же, сколько и было, потому что регулируется этот процесс с помощью расходомера воздуха, а он считывает показания со всех цилиндров сразу и обобщает их. В итоге «средняя температура по больнице» меняется не сильно. В поврежденном цилиндре смесь оказывается переобогащенной, что и приводит к повышенному образованию нагара.

7) Деформированный шатун передает нагрузку на коленчатый вал совсем по-другому – не так, как должно быть. Баланс с нейтрального (когда нагрузка равномерно распределена) будет смещен, и на какой-то край давление окажется выше. Это спровоцирует повышенный износ, и поэтому вкладыш износится не равномерно, а только с какой-нибудь стороны.

Как правило, по одному эти симптомы не встречаются, и если вы обнаружили сразу несколько из них, у двигателя был гидроудар.

Гидроудар двигателя: последствия и решение вопроса

Когда гидроудар случается на большой скорости (например, при попытке с разгона форсировать глубокую лужу), то коленчатый вал будет быстро вращаться, а вот поршень, упершийся в воду – нет. Шатун окажется между ними, и сначала сильно изогнется, а потом и сломается. Естественно, сломанный шатун стоять на месте не будет, и под действием инерции продолжит движение. Первое и единственное препятствие на его пути – это стенка цилиндра. В подавляющем большинстве случаев он пробивает ее без особенных проблем. В блоке двигателя образовывается дыра, а в ней торчит шатун. Это и называется «рука дружбы».

Гидроудар может случится и на маленькой скорости. Например, когда вы тихо-тихо едете по подтопленным после сильного дождя улицам своего города. Обороты маленькие, и силы инерции попросту не хватает, чтобы что-нибудь сломать. Шатун гнется, а мотор глохнет. Возможно, его получится завести вновь, если и не стартером, то хотя бы с толкача. Вода уже убежит в поддон картера, разве только придется просушить влажные свечи.

Вполне вероятно, что двигатель еще поработает несколько тысяч километров пробега. Но потом вновь протянет вам руку дружбы. Почему? Проблема в том, что шатун хоть и немножко, но все же будет согнут. На него воздействуют очень серьезные нагрузки, в результате которых он растягивается/сжимается. Его конструкция как раз рассчитана на эти нагрузки. Но поврежденный шатун еще и изогнут, поэтому на него воздействует уже и изгибающая нагрузка. Деформация и нагрузки приведут к усталостному износу, который будет усиливаться с течением времени, и однажды шатун сломается.

Как правило, максимальный пробег от гидроудара до обрыва шатуна не превышает 10 тыс. км.

Кроме того, весьма несладко приходится и распределительному валу, ведь когда мотор внезапно клинит, он продолжает вращаться небольшой промежуток времени, что крайне отрицательно сказывается на его состоянии. Так что во время ликвидации последствий гидроудара надо не только менять поршневую, но тщательно продиагностировать состояние газораспределительного механизма – зачастую ремонт или замена некоторых деталей требуется и ему.

Выводы и рекомендации:

Как видите, гидроудар – очень неприятная явление. Он может буквально убить двигатель в хлам, и вам придется сдавать старый блок с дыркой в боку в металлолом, после чего покупать новый мотор, что нанесет крайне чувствительный урон кошельку. Конечно, можно сэкономить и купить восстановленный блок, бывший в употреблении, но, если позволяют финансы, лучше приобрести новый.

Исходя из вышеописанного, гораздо целесообразнее гидроудар не допускать. Что же для этого нужно сделать?

Гидравлический удар двигателя, причины, признаки и последствия

Чтобы там ни говорили, но в любой неприятности с автомобилем виноват водитель. Не принял своевременно мер, неправильно выбрал маршрут, скорость движения, а также по какой-либо другой причине. Порой совершенно неожиданные результаты можно получить в самых случайных местах. Такой дефект, как гидроудар двигателя, обычно происходит на всевозможных покатушках, когда на неподготовленном автомобиле пытаются преодолеть реку или большую лужу. Но подобное можно получить и в городе.

Гидроудар двигателя, последствия, и чем они вызваны

Причины возникновения

Довольно обычная ситуация – дождь, забитая ливневка, лужи на дорогах, по которым с чувством превосходства над окружающими мчится какой-нибудь … неадекватный водитель. И вдруг все заканчивается, ритмичная громкая музыка продолжает звучать из колонок, а автомобиль сиротливо стоит посреди огромной лужи. Можно не сомневаться – двигателю достался гидравлический удар.

Так что же это такое, гидроудар? Можно назвать наказанием за пижонство и безрассудство, ну а если коснуться сути, то так называют попадание жидкости в цилиндры мотора.

При движении поршней сжимается топливно-воздушная смесь. А если вместо газа в цилиндре окажется жидкость, которую сжать практически невозможно, то возникающие силы создадут ему значительное противодействие.

Последствия гидроудара

Выглядит так, будто разогнавшийся поршень как бы налетает на массивное препятствие, встречает значительное сопротивление при попытках сжать воду, и происходит гидроудар двигателя. Дополнительную информацию о том, что такое гидроудар, поможет получить видео

Приведенных данных должно быть достаточно для понимания серьезности произошедшего. Как правило, последствия гидроудара плачевны, и некоторые из них показаны на фото.

Чтобы их устранить, придется проводить серьезный ремонт двигателя. И это еще в том случае, если вам повезет. Иначе треснет блок цилиндров, или поршень пробьет его боковину. Вот к чему приводит гидроудар двигателя. Необходимо отметить, что вода в мотор проникает через воздушный фильтр. Исходя из этого, при движении через лужи, другие водные преграды, старайтесь избегать образования перед бампером волны, заливающей капот, или заезжать слишком глубоко.

Читайте также  Антифриз для дизельных двигателей

Вам просто очень сильно повезет, если вы на необорудованном автомобиле сможете преодолеть значительное препятствие и не получите гидравлический удар. На видео показаны его последствия.

Что делать, если произошел гидроудар?

В этом случае главное – не торопиться. Первым признаком гидроудара будет то, что автомобиль резко заглох при движении. Чтобы получить полную уверенность в произошедшем, необходимо проверить состояние воздушного фильтра. Если он сухой – то остановка вызвана другими причинами, если же мокрый – то действительно произошел гидравлический удар.

Машину лучше всего вытащить (на нейтралке) на сухое место. Далее возможно несколько различающихся ситуаций:

  1. Вы получили гидроудар двигателя, и его заклинило.
  2. В мотор попала вода, и он просто заглох, но не заклинил.
  3. Произошел гидравлический удар, двигатель заклинил, при этом пробив блок цилиндров.

Последствия

В первом и третьем случае необходим эвакуатор или буксировщик, который доставит машину на СТО.
Самый благоприятный случай – второй. Подобное возможно, если мотор, не успев получить гидроудар двигателя, заглох. Хотя вода и попала в цилиндры, но уже не работающего мотора. В этом случае возможно обойтись своими силами. Мокрый воздушный фильтр необходимо выкинуть, а его корпус протереть от излишков влаги.

Надо выкрутить свечи, а затем прокрутить стартером коленвал. Воду при этом выбросит из цилиндров мотора. Если же свечи выкрутить нельзя, то надо ждать, пока жидкость не уйдет в картер мотора. После чего можно попытаться его завести и дать поработать двигателю на холостых оборотах. Как он в этом случае себя ведет, показано на видео

Когда все заработает, стоит проверить масло. Если оно стало белым и похожим на эмульсию, значит, в него попала вода, и его надо при первой же возможности заменить.

Как избежать гидроудара

При правильном движении автомобиля по воде гидроудар двигателя происходит достаточно редко. Чтобы его избежать, необходимо, как минимум, соблюдать простейшие правила.

  • Не лезть в глубокую воду, она не должна доставать до уровня воздухозаборника. Как правило, он располагается выше бампера. Это и должно служить ориентиром, если глубина больше, то такую лужу лучше объехать, иначе гидравлический удар вы, скорее всего, получите, и он обеспечит вам серьезный ремонт мотора.
  • Если все-таки принято решение преодолеть водную преграду, то двигаться надо таким образом, чтобы не создавать перед собой волну, тогда все может закончиться успешно.
  • Гидравлический удар будет только в том случае, когда вода попадет в работающий мотор. Чтобы этого избежать, двигаться надо на малой скорости, чтобы при попадании жидкости в воздухозаборник или воздушный фильтр мотор успел заглохнуть. Тогда вас минует гидравлический удар.

Кстати, по отзывам опытных джиперов, именно так в большинстве случаев и происходит, если конечно движение по воде выполняется правильно.

Гидроудар достаточно редкое явление, и в большинстве случаев можно считать, что вызван он излишним лихачеством водителя, или нарушением им правил преодоления водных препятствий. Если это случилось, то последствия будут неприятными, вплоть до замены мотора. Соблюдение общепринятых норм при движении по воде позволит свести вероятность подобного к минимуму.

Приговор воды для двигателя и чем страшен гидроудар

Проезд по дорогам с огромным количеством луж несет серьезную опасность автомобилю. В первую очередь любой водитель может заметить, как на таком водном дорожном полотне снижается коэффициент сцепления с трассой. Особенно при сильном выпадении осадков, когда вдобавок не работают ливневые стоки, при проезде по воде, силовой агрегат может хлебнуть жидкости. Как следствие – неприятное получение гидравлического удара. Чем чревато такое пагубное воздействие для двигателей?

Что провоцирует гидроудар

К сожалению, вызвать гидроудар может не только проникшая в мотор вода, которую машина зачерпнула из водоема или лужи. Часто попадание в цилиндры жидкости происходит по вине выхода из строя узлов мотора.

Картинки по запросу "Гидроудар двигателя, как вода может нанести вред мотору?"

В реалиях это случается при проникновении охлаждающей жидкости в камеру сгорания. Что обусловлено прогоранием прокладки, поломками непосредственно инжекторов, также вызывать эту неприятность может карбюратора. Например, если поступит слишком большое количество горючего в цилиндры. Поэтому гидроудара не избежать в таком случае.

Какой вред наносит гидроудар двигателю

Степень тяжести от гидроудара обусловлена режимом работы самого мотора в момент, когда вода просочилась. Говоря проще, попадание жидкости во время его работы на холостом ходу вызывает остановку движка, при этом невозможно его завести стартером повторно. Это еще не самое страшное.

Вот по-другому обстоит дело, когда гидроудар приходится на момент функционирования двигателя на оборотах. Последствия в этом случае будут плачевными, если не сказать хуже.

Конечно все зависит от количества попавшей воды в систему, также скорости движения машины, сколько цилиндров пострадало. Также от ряда других факторов.

В случае внезапного критичного увеличения давления в цилиндре, произойдет нарушение целостности стержня шатуна. Несмотря на то, что такая деформация серьезной опасности не несет, только упирание его в стенку цилиндра провоцирует заклинивание самого движка. Минимальные потери будут очевидны заменой поршня, пальца и шатуна.

Теперь рассмотрим худший вариант. Может произойти и такое, когда цилиндры наполняются жидкостью, двигателю не хватает мощности, чтобы продолжать работать. Здесь исход будет намного печальнее. Может серьезно разрушиться поршень. Если оборвется шатун, это повлечет за собой пробитие стенки цилиндра, не миновав головку блока, которая тоже разрушится. Пострадают и коленчатый вал, картер. Гидроудар вызовет образование трещин в блоке цилиндров.

Главное – не паниковать. Ведем себя правильно при гидроударе

Если у вас бензиновый двигатель и нет возможности избежать водного погружения, обязательно выключите мотор. Сделать это нужно до того, пока вода еще не успела проникнуть в воздухозаборник. При ее попадании, пытки запустить двигатель стоит прекратить. Иначе это приведет к более серьезным проблемам.

Картинки по запросу "Гидроудар двигателя, как вода может нанести вред мотору?"

Выполнение некоторых несложных действий, которые должен знать любой автолюбитель, необходимы в крайних случаях, когда заглох мотор. Итак, наши действия:

  • сначала надо открыть воздушный фильтр и убедиться, есть ли там вода. Ее присутствие будет указывать на наличие и в цилиндрах. Вследствие чего и случился гидроудар;
  • следующим шагом будет выкручивание свечей, стараясь по максимуму своими руками прокрутить двигатель. Если произойдет полный оборот коленчатого вала, при этом не будет касания поршня противовесов, значит шатуны в порядке или есть незначительное повреждение. Можно надеяться, что двигатель будет работать;
  • попытайтесь прокрутить мотор стартером. На этом этапе потребуется максимальная концентрация и слух. Надо его напрячь, прислушиваясь к посторонним звукам. Услышав что-то подозрительное, лучше сразу выключить движок и не запускать его, чтобы не повредить его совсем.

Допустим, что у вас получилось прокрутить мотор, при этом не было никаких шумов и звуков. Дальнейшими действиями будут продувание цилиндров, постановка свечей обратно. После чего можно запускать силового агрегат.

В любом случае правильным решением станет посещение автосервиса. Отправиться туда стоит даже если не наблюдаются сбои в работе двигателя. Проверка внутреннего его состояния не помешает. Специалисты просто делают разборку, определяя степень повреждений.

Картинки по запросу "Гидроудар двигателя, как вода может нанести вред мотору?"

Ночным водителям, которые любят движение в сумерках, можно посоветовать выполнить такие же действия с первоначальной остановкой движка. Особенно это касается тех, кто не успевает остановиться или вовремя остановиться перед внезапно появляющейся глубокой лужей на пути.

Если уже мотор заглох, не пытайтесь его реанимировать. Если есть возможность, лучше оттолкнуть машину на обочину и вызвать эвакуатор.

Читайте также  Какие двигатели бывают

Что такое гидроудар двигателя и как можно его избежать?

гидроудар двигателя что это

Гидроударом называют попадание воды в камеру сгорания работающего двигателя. Чаще всего это происходит во время езды во время или после обильного дождя.

Гидроудар может развиваться по двум сценариям.

Сценарий первый

При «встрече» с водой двигатель заглох. На первый взгляд хорошего в этом мало, но фатальных повреждений мотор не получит. Только шатуны (один или несколько) будут деформированы.

Водителю остается только с помощью эвакуатора доставить автомобиль в автосервис, а там заменить шатунно-поршневую группу в сборе.

Не стоит оставлять старые поршни: при деформировании шатуна геометрия поршня также нарушается.

Кроме того, шатуны могут иметь разную степень деформации: от явно видимой до определяемой только измерительным инструментом.

Такие приспособления есть далеко не у каждого автомобильных дел мастера, а оставлять шатун, не будучи уверенным в его нормальном состоянии – дело опасное.

проточный водонагреватель для квартиры

Устали от отключений горячей воды? Или просто температура воды не настолько высока, как нужно Вам? Прочитайте статью про проточный водонагреватель для квартиры, возможно это именно то, что Вы искали?

Вся информация про то, где можно купить летнюю душевую кабину для вашей дачи можно узнать в этой статье, подготовьтесь к летнему сезону заранее!

Развитие первого сценария

В момент встречи поршня с водяной массой шатун испытывает огромное усилие сжатия. Причиной этому явлению служит не мощность двигателя, а инерция продолжающего двигаться автомобиля.

[note]Именно под действием инерционной силы, которая через колеса и трансмиссию проворачивает коленвал, преодолевая сопротивление поршня на такте сжатия деформируется шатун.[/note]

В момент деформации в паре шатун-поршень возникает гигантское усилие. Сила трения в парах шатун-палец и палец-поршень препятствует поршню провернуться на пальце.

Поршень при этом стремится повернуться в цилиндре вместе с шатуном. В результате на одну сторону юбки поршня прилагается колоссальная нагрузка, деформирующая ее.

Величина деформации может быть очень малой, и обнаружить ее можно только с помощью микрометра. Но тем не менее это уже нарушение геометрии детали.

Как далее будут развиваться события, зависит от степени деформации шатуна:

  • она может быть настолько большой, что шатун упрется в нижний край стенки цилиндра, и двигатель заклинит;
  • она может быть незначительной (до 3 мм). В этом случае поршень в нижней мертвой точке «сядет» на противовесы коленчатого вала и на следующем полуобороте при встрече со «щеками» разрушится частично или полностью.

Второй сценарий гидроудара

Второй сценарий коварный: воды попало в камеру сгорания немного, двигатель не заглох.

Последствия удара проявляется гораздо позже, но масштаб повреждения огромен: оборванный шатун, разбитый цилиндр, деформированный поршень, застрявший в камере сгорания, пробитый блок.

Если автомобиль находится на гарантийном обслуживании, то возникают трения между гарантийной мастерской и автовладельцем. Что же привело двигатель в такое плачевное состояние?

Развитие второго сценария

Итак, воды в камеру попало мало, воду выдавило на следующем полуобороте, и машина покатила дальше.

Но шатун даже при малом количестве воды немного согнулся. Иногда деформация даст о себе знать небольшим стуком.

Причиной такому «сигналу» служит нарушение параллельности осей отверстий в нижней и верхней головках шатуна. Но «стучится» проблема не всегда.

И небольшое падение степени сжатия на одном цилиндре не влияет на работу бензинового двигателя. Поэтому автовладелец остается в счастливом неведении до тех пор, пока машина не встанет намертво.

А в это время в деформированном шатуне в процессе работы возникают дополнительные изгибающие нагрузки (знакопеременные).

Такой режим приводит к усталостному разрушению металла. До полного разрушения шатуна может пройти немало времени (от 5000 до 7000 км пробега).

Гидроудар и дизельные двигатели

У дизельного двигателя камера внутреннего сгорания меньше, чем у бензинового. Кроме того, в большинстве дизелей отсутствует дросселирование воздуха.

Поэтому гидроудар сказывается на них ощутимее: последствия встречи с водой проявляются незамедлительно: шатуны ломает и гнет с неукротимой силой. После гидроудара машина на дизельном топливе двигаться не в состоянии.

Признаки гидроудара

Если мотор в результате гидроудара не заглох, и обследование его проводится не сразу, определить, имел ли место гидроудар, можно по некоторым признакам.

    Деформация воздушного фильтра (если он бумажный). Бумажный фильтр после высыхания покоробится. Если это явление имеет место, дальнейшее обследование на предмет гидроудара можно не проводить.

Так как в результате гидроудара шатун становится короче, то и положение мертвой точки меняется: поршень опускается ниже нормального положения.

Разницу между старой и новой границами нагара можно замерить обычной линейкой. Этот признак поможет даже в случае обрыва шатуна: ширина кромки нагара покажет, что до поломки шатун был деформирован.

А так как форсунка продолжает подавать нормативное количество топлива, то нагара на стенках камеры сгорания образуется больше.

Для здоровья Вашей спины незаменимой вещью может оказаться водяной матрас. Всю информацию них читайте в статье водяные матрасы цена на них не так уж и высока!

А вы знаете, какова температура кипения воды в горах? Об этом и обо многих других интересных вещах можно прочитать прямо тут, это очень интересно!

Если вы следите за своим автомобилем, то однозначно регулярно моете его. Если же вы умеете считать деньги, то моете его собственными руками, при помощи мини-автомойки или керхера. В этом случае полезной для Вас будет статья про пеногенераторы для автомоек, находится она здесь:
http://pro8odu.ru/svojstva-vody/davlenie-vody/penogenerator-dlya-avtomoiki.html, узнайте принцип работы пеногенератора, как выбрать, сколько стоит. Это интересно!

Гидроудар и страхование

Согласно статье 21(п. 4) Правил страхования автотранспортных средств поломка двигателя в результате гидроудара приравнивается к случаю попадания внутрь двигателя посторонних предметов и страховым случаем не считается. Хотя есть случаи, когда через суд автовладельцы добиваются возмещения ущерба.

Ремонт после гидроудара

Ремонт двигателя после гидроудара зависит от степени повреждений. В статье уже упоминалось, что если мотор заклинило, то ремонт будет заключаться в смене группы шатунно-поршневой группы.

В остальных случаях все зависит от времени эксплуатации автомобиля после гидроудара. Если прошел месяц, то на стенках цилиндров и поршневых кольцах может образоваться коррозия.

Возможно, для ее устранения потребуется расточка стаканов цилиндров с последующей шлифовкой. Практически невозможно привести в нормальное состояние погнутые шатуны.

Их лучше заменить. На головке блока цилиндров могут образоваться трещины, дырки. Такие повреждения устраняются только на СТО.

Как избежать гидроудара

Основное правило, которое должен знать каждый водитель – не переезжать лужу на высокой скорости. Двигаться надо со скоростью, не превышающей 10 км/час на повышенных оборотах.

[important]Автомобиль, движущийся с большой скоростью, поднимает перед капотом волну, которая и заполняет ту часть пространства, где расположен воздухозаборник.[/important]

Поскольку у различных моделей автомобилей воздухозаборник размещается по-разному, то и степень риска получить гидроудар у них отличается. Есть модели, для которых даже незначительный уровень воды на дороге является критичным.

Причиной гидроудара может быть не только лужа на дороге. Если нарушена герметичность прокладки головки блока цилиндров, в один из них может натечь охлаждающая вода во время стоянки автомобиля. И тогда при запуске мотора получится эффект гидроудара.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: