Дым при запуске холодного двигателя
Дым при запуске холодного двигателя
Почему при запуске холодного двигателя идет черный дым и как это исправить?
Добрый день уважаемые читатели. Тема сегодняшней статьи — черный дым при запуске холодного двигателя, в статье рассматриваются причины появления черного дыма у карбюраторных, инжекторных и дизельных двигателей, а так же приведены рекомендацию по ремонту.
Причины появления черного дыма из выхлопной трубы.
Любой двигатель внутреннего сгорания представляет собой тепловую машину, которая преобразует энергию сгорания топлива в механическую работу. Ключевое слово здесь – сгорание, т.е. химический процесс окисления. Оптимальный состав топливной смеси имеет определенную пропорцию топлива и воздуха именно она сгорает без копоти-сажи и с минимальным выбросом углекислого газа (CO2).
Для подтверждения моих слов, на практике, рекомендую обратиться к русской печке. Если закрыть поддувало, в печке остаются головешки, а если дожигать дрова с полностью открытым поддувалом, в печке останется только серая зола. Поддувало печки регулирует подачу воздуха, соответственно регулируя соотношения топлива и воздуха, мы изменяем условия горения.
Полностью аналогичная ситуация и с двигателем внутреннего сгорания – черный дым из выхлопной трубы всегда свидетельствует о богатой топливной смеси. Т.е. топлива в смеси больше чем нужно для горения и часть топлива не сгорает до конца и «вылетает в трубу». В любом случае, черный дым из выхлопной трубы это плохо.
Внимание! В этой статье рассматриваются вопросы дымления черным при запуске. Если черный дым наблюдается даже на прогретом двигателе возможные причины вы найдете в этой статье.
Причина появления черного дыма при запуске карбюраторного двигателя.
Карбюратор это очень простое, механическое устройство, приготавливающее горючую смесь. В большинстве случаев, он не обеспечивает правильную смесь, даже на основных режимах работы, не говоря уже про прогрев и переходные режимы.
Для запуска холодного двигателя, на карбюраторе, закрывают так называемую воздушную заслонку и обогащают смесь, поэтому черный дым при запуске карбюраторного двигателя это скорее норма. Уменьшить количество черного дыма и облегчить запуск поможет профилактика карбюратора и не полное закрытие воздушной заслонки. На самом деле в большинстве случаев при полностью закрытой воздушной заслонке двигатель запускается хуже….
Если черный дым у карбюраторного двигателя проявляется только при запуске с закрытой воздушной заслонкой – с двигателем все в порядке, не надо мешать машине работать.
Причина появления черного дыма при запуске инжекторного двигателя.
В отличие от карбюраторного двигателя, на инжекторе, смесеобразование осуществляется очень точно.
За состав топливной смеси отвечают 3 датчика – датчик массового расхода воздуха (датчик абсолютного давления), датчик температуры двигателя и датчик температуры воздуха, на двигателях евро 4 добавляется еще дроссельный узел.
Если черный дым возникает только при запуске холодного двигателя, а при работе прогретого двигателя проблема не проявляется, соответственно причина в одном из этих датчиков, в закусывании дросселя или в ошибке в программы управления двигателем.
Как провести диагностику?
К холодному автомобилю необходимо подсоединить диагностическую аппаратуру, в простейшем случае это k-line адаптер или ELM327.
Как ни странно, но эти простые диагностические устройства могут многое сказать о причинах обогащения смеси. При проведении диагностики важно посмотреть следующие величины – показания датчиков температуры двигателя, температуры воздуха и расход воздуха.
После суток стояния в холоде, бытовой термометр, датчики температуры двигателя и воздуха покажут примерно одно значение +/- 3-5 градусов. Показания этих датчиков можно посмотреть в диагностической программе. Если какой-то из датчиков выдает неверное значение, он подлежит замене. Особенно много бракованных датчиков попадается для двигателей ЗМЗ/УМЗ — пять новых датчиков показывали разброс температуры 27 градусов.
Так же важно значение расхода воздуха, его сверяем с паспортным, он указывается в книгах по ремонту двигателей для конкретных оборотов. Если значение расхода воздуха отличается в большую сторону необходимо проверить ДМРВ (или ДАД), заменой на заведомо исправный.
В случае если датчики показывают верные значения, а черный дым на холодном двигателе, остается, вероятно, имеет место ошибка в программе управления двигателем. Особенно этим грешили блоки управления МИКАС 5.4 и МИКАС 7.1.
Причина появления черного или синего дыма при запуске дизельного двигателя.
Если дизельный двигатель оборудован механическим ТНВД с автоматом прогрева, например Toyota 2c, дымность при запуске возникает в случае неисправности свечей накала, неисправности автомата опережения впрыска (автомат прогрева) и зажатых клапанах.
В случае когда дизель оборудован системой электронного впрыска все несколько проще.
В случае отказа свечей накала или форсунок загорится лампа «Check engine». Если дизель дымит, а лампа не показывает наличие ошибок, необходимо проверить датчик температуры двигателя и температуры воздуха (на этих дизелях момент впрыска и его продолжительность управляются электроникой, а электроника принимает решение на основании показаний датчиков).
Помните — в идеале дизель вообще не должен дымить, разве что под очень большой нагрузкой и при перегазовках.
Запуск двигателя в холодное время
Запуск двигателя в холодное время года может обернуться серьезными неприятностями. Стартер крутит, но машина не заводится. Двигатель троит на холодную. Или идет сизый дым. Еще хуже, когда появляется стук в двигателе. В одном случае достаточно разобраться с сигнализацией. Или проверить топливную систему. В другом возможно свечи поменять..
На безопасный запуск двигателя зимой влияют все системы автомобиля. Поэтому и говорится: готовь сани летом. Если подходит время технического обслуживания, то лучше раньше его сделать. До наступления морозов. Самая распространенная причина затрудненного запуска — это аккумулятор и свечи. А самые неприятные последствия это стук при запуске. И сизый дым.
Безопасный запуск двигателя
Состояние и качество масла играют ключевую роль. Неправильно подобранное по вязкости уменьшит зазор. Для дизеля это особо опасно. Некачественное или старое не создаст нужную пленку. Усугубляет ситуацию мороз. Масло густеет. И это создает сложности для прокручивания коленвала стартером. Несколько неудачных попыток запуска двигателя в холодное время увеличивают износ вкладышей и коленвала. Это и служит в последствии причиной стука на холодную.
Кто-то скажет, что масляный клин всегда присутствует в моторе. С одной стороны – это так. За разъяснением обратимся к энциклопедии Кольера. Где читаем, что «для эффективной работы системы (с небольшим трением и без износа) необходимо, чтобы трущиеся элементы были всегда и полностью разделены слоем смазки при их движении и полностью разделены в период отсутствия движения. Первое из этих требований выполняется путем оптимизации проектирования. При вращении шипа (шейки вала) в подшипнике в условиях жидкостного трения за счет внутреннего давления жидкости автоматически поддерживается такая толщина пленки смазочного материала, при которой поверхности кинематической пары, пока она работает, не могут прийти в прямое соприкосновение. Когда же машина останавливается, гидравлический подпор шейки вала в подшипнике прекращается, и толщина пленки смазки под шейкой уменьшается вследствие ее выдавливания силой тяжести вала. Само по себе это не страшно, но при последующем включении машины проходит некоторое время, пока не установится режим жидкостного трения.»
То есть, запуск двигателя в холодное время, особенно опасен. В следствии возникновения пограничного трения. И иногда сухого. Что приводит к повышенному износу вкладышей и коленвала. А также цилиндров. При этом частицы износа остаются в масле и продолжают наносить урон. И вред двигателю, вызывая абразивный износ. Неприятности нарастают, как снежный ком. Повторюсь. Особенно опасно сразу не завестись на холодную для дизеля. Давление на поршень гораздо больше, чем у бензинового собрата. Следовательно, и на вкладыши оно тоже сильнее.
Присадка для двигателей с износом
Запуск двигателя зимой возможно сделать безопасным. Для этих целей используется присадка для моторов с износом rvs master. Единственная добавка, которая не меняет химические состав масла. И его физические свойства. Для смазки это очень важно. А также образует металлокерамический защитный слой на поверхности пар трения. И восстанавливает износ двигателя. Возможно нарастить слой до 0,5 мм. Металлокерамика имеет низкий коэффициент трения. Что позволяет снизить энергозатраты на запуск. И облегчить запуск дизеля в морозы.
Сомневаетесь в выборе присадки?
Знаем о присадках ВСЁ. Поможем в выборе. Проконсультируем.
Позвоните нам или закажите обратный звонок.
Присадка для двигателей с износом подходит для бензиновых и дизельных авто. А также для двухтактных. Она восстанавливает ресурс. И защищает от губительного воздействия силы трения.
Дизель дымит синим или сизым дымом — причины поломки и пути ее исправления
Наличие синего или сизого дыма из трубы транспортного средства с дизельным двигателем свидетельствует о нарушениях в работе агрегата. Чтобы определить, почему дизель дымит синим дымом, потребуется наличие специализированного оборудования и опыт в ремонте ДВС.
Диагностика и локализация проблемы
Существует несколько причин, по которым из выпускного коллектора дизеля поступают продукты горения синего или сизого цвета.
Неисправность возникает в результате попадания масла в рабочий цилиндр дизеля или неполного сгорания топлива. Смазочный материал загорается вместе с топливовоздушной смесью. Это приводит к образованию едкого запаха.
Владелец транспортного средства может самостоятельно выявить попадание масла в рабочие цилиндры. Поломка будет сопровождаться повышенным расходом смазочного материала.
В момент сжатия топливо, подаваемое в рабочий цилиндр дизеля, сгорает не полностью. При такте выхлопа поршень перемещается к верхней мертвой точке и через открытый клапан горючее попадает в выпускной коллектор. Под действием высокой температуры жидкость испаряется и выводится в атмосферу вместе с продуктами горения.
Причинами образования синего дыма у дизеля являются поломки:
- системы подачи горючего;
- Поршневой группы;
- механизма газораспределения;
- турбонаддува;
- системы подачи воздуха.
Для определения поломки необходимо провести ряд диагностических мероприятий. Точные причины неисправности выявляет моторист.
Синий дым: износ цилиндропоршневой группы
Поршневая группа дизеля становится причиной образования синего дыма из-за образования недостаточной компрессии или пропускания смазочного материала в рабочий цилиндр. Поломка возникает в результате износа:
- Внутренней поверхности цилиндра. В момент сжатия часть воздушной смеси проходит по углублениям на стенках цилиндра в картер силовой установки. Это снижает компрессию. В момент всасывания по углублениям в камеру попадает смазочный материал.
- Колец. Попаданию смазки способствует выход из строя маслосъемных колец. Компрессионные кольца снижают степень сжатия.
- Поршня. Перелом бортиков, разобщающих кольца, приводит к снижению компрессии и попаданию смазки в камеру.
При значительном снижении компрессии владелец транспортного средства самостоятельно сможет выявить неисправность. Мощность и динамические показатели дизеля снизятся. К нарушениям в работе поршневой группы относят залегание колец в канавках. Это происходит из-за образования нагара.
Нагар
Как осуществить холодный запуск дизельного двигателя зимой? Ответ в статье по ссылке.
Неисправности ГРМ и другие причины сизого выхлопа
Появлению продуктов горения синего цвета способствуют нарушения в работе газораспределительного механизма и систем дизеля.
Механизм газораспределения
Выход из строя деталей газораспределительного механизма (ГРМ) приводит к снижению степени сжатия и попаданию смазки в камеру сгорания. Неисправности ГРМ:
- Повреждения штока клапана или его направляющей втулки. Толкатель воздействует на шток и открывает клапан. Люфт между деталями делает плотное прилегание тарелки к седлу невозможным. Это приводит к неполному сгоранию топлива.
- Нарушение целостности маслосъемного уплотнения. Смазочный материал между штоком клапана и втулкой попадает в камеру. Так образуется синий дым, а на деталях дизеля оседает нагар.
- Выход из строя клапана. Канал, ведущий к выпускному коллектору, закрывается не полностью. При такте сжатия горючее смешанное с воздухом выходит в коллектор. При этом дизель работает неустойчиво.
В некоторых случаях причиной образования синего дыма у дизеля становится обрыв толкателя впускного клапана. При всасывании над поршнем образуется вакуум. Впускной канал перекрыт, и в камеру попадает масло из картера.
Низкое качество горючего
Дизельное топливо воспламеняется под действием давления и высокой температуры. При наличии посторонних примесей горючее сгорает не полностью. Попадание его остатков в коллектор способствует образованию дыма.
Неисправность проявляется при непрогретом двигателе внутреннего сгорания. При этом от продуктов горения слышен едкий запах. Выявить и устранить неисправность владелец транспортного средства может самостоятельно. Для этого необходимо заправить чистое топливо.
Признаки качественного топлива
Что необходимо знать о плотности дизельного топлива — определение по ГОСТу. Об этом можно узнать у нас на сайте.
Поломка ТНВД
Топливный насос высокого давления (ТНВД) подает солярку к распылителям. При этом распыление дизельного топлива осуществляется в момент максимального сжатия воздушной смеси.
Повреждения комплектующих ТНВД приводит к запоздалому впрыску. Это способствует неполному сгоранию и образованию в продуктах горения топлива в парообразном состоянии.
Износ форсунок
Дым из выхлопной трубы возникает в результате некорректной работы одной или нескольких форсунок. Неравномерная подача солярки способствует неполному ее сгоранию.
Износ форсунок
Поломка сопровождается потерей мощности и снижением динамических показателей транспортного средства. Для устранения неисправности потребуется провести диагностику топливной системы и заменить вышедшие из строя распылители.
Повреждения деталей турбонаддува
Турбина осуществляет наддув воздушной массы, подаваемой во впускной коллектор. Воздействие на крыльчатку турбонаддува оказывают продукты горения, выдавливаемые из камер сгорания в атмосферу.
Износ рабочего штока или уплотняющих деталей приводит к попаданию масла в систему выпуска отработавших газов. Из выхлопной трубы выходит синий дым.
Засор воздушного фильтра
Система подачи воздушной массы оснащается фильтрующим элементом. Он защищает детали от износа при попадании абразивных частиц. Засор воздушного фильтра снижает объем подаваемого воздуха. Это способствует неполному сгоранию.
Двигатель с трудом запускается. Снижаются показатели мощности и теряются динамические характеристики. Для устранения поломки потребуется заменить фильтрующий элемент новым.
Сизые продукты горения из выхлопной трубы дизельного двигателя поступают по нескольким причинам. Для их выявления требуется наличие специализированного оборудования. В некоторых случаях причиной появления синего дыма является низкое качество дизельного топлива.
Расскажите в комментариях, сталкивались ли вы тем, что дизель дымит синим дымом, какова была причина. Сохраняйте статью в закладки и делитесь ею в социальных сетях.
Белый дым из выхлопной трубы: стоит ли волноваться
Обычно зимой большинство автовладельцев не придают значения тому, что идет белый дым из выхлопной трубы. Однако в теплое время года это выглядит как минимум странно, вне зависимости от того, дизельный мотор у машины или бензиновый. В статье рассказывается о том, каковы могут быть причины сильного белого выхлопа и насколько они серьезны.
Почему идет густой белый дым из выхлопной трубы: возможные причины
Не стоит сразу думать, что это признак серьезных проблем с двигателем. Чаще всего дым появляется из-за образовавшегося в выпускной системе водяного пара. Обычно это случается в холодный сезон, когда на улице температура не выше плюс пяти градусов. Тогда при запуске непрогретого мотора наружу выходит пар. Это явление характерно и для сырой погоды, если на улице дождливо, пасмурно или туманно. В процессе работы двигателя выхлопная система прогревается, и дым перестает идти.
Однако если валит сильный белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе, то это может сигнализировать о неисправностях. Вот как это проявляется:
- Белый дым выходит в момент, когда вы заводите двигатель и не прекращается даже в процессе прогревания.
- Белые клубы вылетают, если хорошо «газануть» педалью, однако когда мотор работает вхолостую, ничего такого не наблюдается.
Автовладельцы со стажем легко ориентируются в подобных неисправностях, безошибочно определяют причину и знают, как ее устранить. А вот начинающему водителю приходится труднее, потому что при сырой погоде интенсивный белый дым из выхлопной трубы — это обыденное явление, и тут надо разбираться в его интенсивности, продолжительности. Подобное может возникать по разным причинам.
- Забившиеся фильтры.
Кому-то это покажется странным, но именно из-за грязных фильтров двигателя система может выдавать обильные выхлопы, нередко даже черные. Это происходит потому, что воздуха поступает меньше, а топлива — больше.
- Техническая неисправность.
Сильный белый дым из выхлопной трубы в теплое время года, даже при холостой работе двигателя, — верный признак наличия неисправностей.
- Утечка хладагента.
Хладагент может попасть в коллектор. Как распознать, что это произошло? Будет видно, что охлаждающая жидкость расходуется намного быстрее, а обороты двигателя стали неравномерны. Важные элементы двигателя внутреннего сгорания — головка с распределительным валом и блок цилиндров. Эти конструктивные составляющие разделены прокладкой. В целом вся система должна быть герметично смонтирована, чтобы не было утечки антифриза, обеспечивающего защиту от перегрева. Проблема может возникнуть, если головка блока цилиндров установлена неправильно, появились незначительные прогибы или прогорел клапан.
- Износ тех или иных элементов.
В двигателе моторный поршень снабжен кольцом, ограничивающим попадание смазочных материалов в топливную смесь. В процессе работы происходит непрерывное трение, кроме того, рядом находится камера сгорания, поэтому детали изнашиваются, становятся жесткими или совсем выходят из строя. В результате зазоры увеличиваются, масло может попадать в топливо.
Рекомендуем
Особенности конструкции силовой установки
Все автомобили очень разные, и встречается много таких, которые отличаются некоторыми конструктивными особенностями. К примеру, шведские SAAB, выпущенные в девяностых годах, снабжены особым клапаном с вакуумным шлангом. И если через него масло трансмиссии оказывается в моторе, то появляется белый дым из выхлопной трубы.
Это не критично для двигателя, однако работать он будет хуже. Смазочные вещества, необходимые для нормальной работы конструктивных элементов коробки передач, в итоге забивают свечи накаливания. Это в свою очередь подавляет искру и, естественно, сказывается на эффективности работы мотора.
Причины появления белого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя
Есть несколько дефектов, которые становятся причиной белого выхлопа:
- На момент запуска и прогревания мотора в глушителе была большая влажность.
- В дизельном моторе остается несгоревшее топливо.
- Антифриз проникает в камеру сгорания.
Что касается появления белых выхлопов из-за влаги, собравшейся в глушителе, — это нормальное явление. В момент запуска мотора немного скопившейся влаги просто вытекает, а то, что не вытекло, — стремительно испаряется в процессе прогрева и придает выхлопу белый цвет. Дым перестает идти после того, как система достаточно прогрелась, а конденсат полностью испарился.
Вторая из указанных причин — неполное сгорание топлива, задержка его воспламенения. Причем это бывает не только при неисправностях в дизельном моторе, но и в нормальном рабочем двигателе в холодное время года.
Если дизельный мотор исправен, но топливо все же не воспламеняется в нужный момент, возможно, это из-за того, что стенки цилиндра недостаточно прогреты. Белый дым при этом не считается проблемным явлением, и его не станет после того, как мотор нормально прогреется.
Однако же появление белого дыма из выхлопной трубы на прогретом двигателе может сигнализировать о том, что:
- В топливном насосе пришли в негодность плунжерные пары.
- Есть неполадки в свечах зажигания.
- В цилиндрах недостаточное давление.
- Впрыск в форсунки происходит под слишком большим давлением.
К чему приводят такие неполадки? В двигателе угол впрыска горючего изменяется, момент его воспламенения в цилиндрах задерживается, поэтому мотор бывает трудно завести, причем не только остывший, но и хорошо прогретый. При этом могут наблюдаться подергивания, когда дизель работает вхолостую, или он может троить, если дать нагрузку.
Кроме того, возникает заметное снижение мощности движка: разгон дается труднее и занимает больше времени, больше тратится топлива, мотор с задержкой реагирует на нажатие педали «газа».
Третья причина, почему валит белый дым из выхлопной трубы, самая серьезная и представляет наибольшую опасность именно для дизелей. Антифриз, попавший в цилиндры мотора, провоцирует появление оксида серы, который значительно сокращает срок его службы.
Чаще всего охлаждающая жидкость оказывается в моторе, потому что:
- Уплотняющая прокладка в головке блока цилиндров износилась или повреждена.
- Треснула головка блока цилиндров или сам блок (случается реже).
Бывает, что повреждается прокладка впускного коллектора, тогда антифриз оказывается в камере сгорания через систему впуска горючего.
Важно обратить внимание на проблему вовремя, иначе это может стать причиной гидроудара, выйдут из строя шатуны, а то и вовсе возникнет необходимость в капитальном ремонте движка.
Рекомендуем
Как определить, почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет белый дым
Сначала проведите простой осмотр: вытащите масляный щуп и проверьте не только объем масла, но и как оно выглядит, не появился ли белесый цвет, не образовалась ли эмульсия? Попадание в масло воды нередко выводит из строя двигатель.
Характерное проявление такой проблемы — не белый, а даже сизый дым. Он оставляет за автомобилем целое туманное облако.
Загляните в расширительный бачок. Если пахнет выхлопными газами, а на антифризе есть едва заметная масляная пленка — это плохие признаки.
Еще один способ понять, что в цилиндр попала вода — осмотреть нагар на свече зажигания. В таком случае она будет совершенно чистой, как будто только что из магазина, или даже мокрой.
Понять, почему валит белый дым из выхлопной трубы, можно с помощью простой белой салфетки, которую нужно поднести к глушителю при включенном двигателе. Салфетка не загрязнится, если причина дыма — обычный конденсат. В противном случае на ней проявятся заметные масляные следы. Подтекающий антифриз оставит кислый запах и желтоватые или голубоватые отпечатки. Если проявился какой-нибудь из этих признаков, следует забираться в двигатель и находить причину проблемы.
Возможно, повреждена прокладка, треснула головка блока или сам блок. Кстати, когда пробита прокладка, двигатель троит.
Чтобы обнаружить видимые дефекты, следует изучить очень тщательно все поверхности: сам блок, головку блока, поверхность изнутри, клапаны впуска и выпуска и прилегающие к ним области. Не всегда удается визуально заметить трещину, часто приходится проводить тестирование давлением. При крупных дефектах происходит скопление жидкости над поршнем. В таком случае не откладывайте на потом ремонт авто, иначе может произойти гидроудар.
Например, осмотр показал, что давление в радиаторе нормальное и выхлопными газами от него не пахнет, однако белый дым все же идет, в масле пошел процесс эмульсации, жидкость расходуется слишком быстро. Все это верные знаки того, что впускная система пропускает жидкость. Тогда головку можно не снимать, а просто внимательно обследовать коллектор.
Вообще первопричиной густого светлого выхлопа бывают сбои в работе охлаждающего устройства, что приводит в свою очередь к перегреву мотора. Поэтому решать нужно именно эту проблему, недостаточно будет просто устранить мелкие дефекты, из-за которых появляется белый дым.
Диагностика причины белого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя
В первую очередь следует выполнить два простых шага:
- Присмотреться, какого цвета дым. Если он не чисто белый, а слегка с синевой — это верный признак того, что горит масло.
- Убедиться, что масло не попадает в охлаждающую систему, и проверить уровень антифриза на наличие выхлопа.
Если идет белый (или бело-серый) дым из выхлопной трубы на холодную, значит, происходит задержка воспламенения горючего. В глушителе скопился газ, который должен быть в цилиндре и двигать поршень. Вообще, если зажигание исправно, дым прекратится после того, как авто прогреется. Так же бывает, когда пары появляются из-за большой влажности в трубе глушителя.
А вот если густой выхлоп продолжает выходить, даже когда машина уже прогрета, значит, скорее всего, в цилиндр мотора просачивается антифриз: либо сквозь микротрещину, либо через изношенную прокладку. Есть характерные проявления, которые указывают на то, что утечка действительно происходит:
- на поверхности охлаждающей жидкости в радиаторе или в расширительной емкости видна тонкая пленка масла;
- запах угарного газа из бачка;
- мелкие пузыри внутри расширительного бачка;
- как только запускаете двигатель, уровень жидкости поднимается. Когда выключаете мотор, он приходит в норму;
- поднимается давление в охлаждающей системе. Самый простой способ проверки — при включении движка попробовать передавить ругой верхний радиаторный шланг.
Белый дым из выхлопной трубы появляется по разным причинам, но если оказалось, что в цилиндры просачивается охлаждающая жидкость, нужно как можно скорее решать проблему, прекратить ездить на автомобиле. Потому что в этом случае масло теряет свои свойства, что может нанести серьезный вред мотору.
Совет: не пытайтесь разбирать и ремонтировать двигатели современных автомобилей самостоятельно в гараже. Если необходим ремонт, обратитесь сразу к грамотному специалисту, а не любителю-кустарнику, чтобы не пришлось платить дважды и устранять после еще более серьезные проблемы с движком. Работники на СТО сразу проведут вам диагностику, выявят неполадки и исправят их.
Белый дым из выхлопной трубы не обязательно является причиной серьезных неисправностей, однако не помешает лишний раз проверить и убедиться в том, что с машиной все в порядке.
Почему дымит двигатель, описание причин и методов диагностики
В ряде случаев дымление может сопровождаться следующими симптомами:
- затруднения при запуске холодного мотора;
- неустойчивая работа мотора как на холостых оборотах, так и под нагрузками;
- непостоянство показаний тахометра (плавают обороты);
- повышение расхода топлива и машинного масла;
- потеря мощности силового агрегата.
Нередкими бывают ситуации, при которых дымление двигателя является единственным тревожным сигналом.
Первое, на что нужно обратить внимание, это цвет, оттенки и плотность дыма, исходящего из движка. Наиболее распространенными являются следующие цвета выделяющихся газов:
- Белый.
- Черный.
- Голубовато-сизый.
Каждый из перечисленных цветов дыма может иметь различные оттенки, но именно это разделение на группы является основным.
Почему дымит двигатель, этим часто интересуются автовладельцы. Основные неисправности, вызывающие усиленный выход дыма из выхлопной трубы:
- повреждения, возникшие в системе подачи топлива;
- износ деталей, входящих в цилиндропоршневую группу;
- нарушения в работе газораспределительного механизма;
- неполадки в системе охлаждения.
Дым может появиться при нарушении количественного баланса воздух-топливо, неравномерном смешивании и неполном сгорании топливовоздушной смеси, сбоях, возникающих при проникновении охлаждающих жидкостей или смазочных материалов в камеры сгорания.
Каждая из описанных причин может влиять на оттенок выбрасываемого облака дыма.
Опытный мастер способен учитывать влияние дефектов одной системы на неправильную работу других узлов силового агрегата. Например,неполадки, возникшие в системе охлаждения,приводят к перегреву элементов двигателя. Под воздействием сверхвысоких температур поршневые кольца разрушаются, герметичность нарушается, масло и охлаждающая жидкость проникают в цилиндры, сгорают, образуя дым определенного цвета.
После капиталки, как правило, дымление мотора прекращается.
Наибольший урон окружающей среде наносят клубы черного дыма, выходящие из выхлопной трубы автомобиля или, напрямую валят из силового агрегата. Наиболее вероятные причины появления такого дыма кроются в следующих нарушениях:
- сбои вработе системы управления двигателем;
- разлад регулировок в топливной аппаратуре;
- уменьшение компрессии цилиндров двигателя.
Нарушение баланса между количеством компонентов топливовоздушной смеси в сторону увеличения топлива вызывает не только образование черного дыма, но и существенно увеличивает расход горючего. Сбой процесса нормального смесеобразования может быть вызвано загрязнением воздушного фильтра. Дефицит воздуха влечет за собой избыток топлива при подготовке топливовоздушной смеси.
Снижение уровня компрессии может быть вызвано механическими повреждениями цилиндров, что существенно уменьшает мощность силового агрегата и способствует увеличению концентрации топлива в смеси.
Для проведения ускоренной диагностики необходимо изучить состояние свечей зажигания. Черный налет сигнализирует о том, что возникла необходимость замены свечей на новые образцы с последующим ремонтом деформированных элементов и регулированием систем силового агрегата.
Почему дымит двигатель белым газом с сизым или синим оттенком? При исследовании происхождения сизого или голубого выхлопа наиболее часто называются следующие причины:
- Повреждение маслосъемных колпачков.
- Залегание колец, предназначенных для снятия остатков масла со стенок цилиндров.
- Неисправность турбокомпрессора.
- Используемое масло имеет низкое качество.
Назначение колпачков состоит в удерживании масла перед моментом его подачи. Низкое качество и неисправность данных элементов приводят к потере герметичности, смазка постоянно просачивается и скапливается в цилиндрах. Стоит завести холодный мотор после долгого перерыва, накопленное масло сгорит вместе с топливом в камере, голубой или синий дым огромным облаком вырвется из выхлопной трубы автомобиля.
Износ и залегание маслосъемных колец приводит к попаданию излишнего количества смазочного вещества в цилиндры двигателя и последующему сгоранию. Применение метода раскоксовки колец временно решает возникшую проблему, но при этом кольца теряют упругость, и залегание может возобновиться. Чтобы избежать серьезных поломок в силовом агрегате, необходимо постоянно контролировать цвет выхлопных газов.
При малом износе элементов двигателя наблюдается кратковременный выход синего дыма при работе на холодную. По мере нагрева мотора детали расширяются в результате повышения их температуры, что благоприятно сказывается на зазорах между сопрягаемыми поверхностями элементов. Выход дыма уменьшается или вовсе исчезает.
Прозрачный дым из выхлопной трубы
Выходящий из двигателя пар можно принять за белый дым. Пар образовывается в процессе испарения накопленной жидкости в охлажденных системах двигателя. Наиболее часто скопление жидкости на конце выхлопной трубы и выход пара наблюдаются в холодное время года после запуска мотора.
Элементы двигателя и выхлопной системы нагреваются, вода интенсивно испаряется. После полного прогрева мотора и выхлопной системы количество пара сокращается до минимума или исчезает совсем.
Количество выходящего пара зависит от показателей влажности в окружающей среде, чем они выше, тем дольше будут видны его следы. Выход пара не является признаком поломки деталей и узлов двигателя, при появлении данного эффекта ремонт не требуется.
Что нужно делать при обнаружении белого плотного дыма
При разборе цилиндров необходимо проанализировать состояние свечей. Образование накипи на свечах свидетельствует о попаданиивнутрь воды. После обследования всех цилиндров и свечей накаливания, находящихся в них, необходимо отремонтировать или заменить цилиндры и свечи. Данные мероприятия рекомендуется выполнять при помощи квалифицированных мастеров на ближайшей станции техобслуживания.
Нередко охлаждающие жидкости низкого качества при контакте с рабочими элементами движка вызывают усиленную коррозию узлов и деталей силового агрегата. Дешевые сорта тосола способны буквально разъесть внутренние части двигателя при возникновении протечек. После такого воздействия отремонтировать испорченные детали не представляется возможным.
Чтобы убедиться, что охлаждающая жидкость проникает в камеру сгорания, необходимо снять крышку с расширительного бачка. Резкий запах гари, снижение уровня тосола в бачке, плавающая масляная пленка свидетельствуют о выявлении данного дефекта.
Влияние качества используемого масла на дымообразование
Моторное масло должно обладать определенными характеристиками. Качество применяемого смазочного материала напрямую зависит от его свойств. Если в моторе автомобиля находится масло низкого качества, коэффициент вязкости которого не соответствует марке автомобиля или при повышении температуры внутри двигателя происходит резкая потеря полезных свойствсмазки, это приводит к серьезным поломкам элементов и систем силового агрегата. При появлении сизого дыма нужно проверить масло на соответствие и при необходимости произвести его полную замену.
Появление дыма может быть вызвано и рядом других причин — от появления микротрещин в корпусе движка до использования не подходящего вида топлива, предназначенного для данной марки двигателя. Каждая конкретная ситуация всегда имеет решение при обращении за помощью к квалифицированным специалистам.