Что такое торможение двигателем
Что такое торможение двигателем
Что такое “тормозить двигателем”?
Торможение двигателем происходит, когда педаль акселератора полностью отпущена и включена передача. В такой ситуации уже не двигатель вращает колеса, а наоборот.
Автомобиль вынужден тратить на это накопленную кинетическую энергию и поэтому останавливается быстрее, чем на «нейтрали». Пока обороты двигателя не упадут до минимума.
Что именно тормозит машину?
Основную роль играет совсем не механическое трение. В бензиновых двигателях основным «тормозом» являются так называемые насосные потери. Если дроссельная заслонка закрыта, провернуть коленчатый вал намного сложнее, чем при открытом.
Но в дизельных двигателях дроссельные заслонки встречаются редко. В основном они устанавливались на очень старые двигатели для обеспечения работы вакуумного усилителя тормозов.
Но дизельные двигатели также замедляются, а иногда даже лучше из-за высокой степени сжатия, которую труднее вращать без сгорания в цилиндрах, чем бензиновому двигателю.
На дизельных грузовиках иногда используется так называемый каботажный тормоз — заслонка, закрывающая выхлопной тракт. Торможение двигателем еще более значимо.
Всегда ли экономится топливо?
Когда-то давным-давно при приближении к светофору на карбюраторных машинах имел смысл выключить передачу, скользить.
При отпускании дроссельной заслонки и включенной передаче под дроссельной заслонкой образовывался значительный вакуум, что приводило к увеличению расхода топлива через систему холостого хода.
С 70-х и 80-х годов были введены так называемые экономайзеры с принудительным холостым ходом (EPHH): «принудительный» означает, что двигатель переключает кинетическую энергию автомобиля, а не сжигание топлива. EPHH полностью отключает подачу смеси, если дроссельная заслонка закрыта и частота вращения превышает минимальную скорость холостого хода.
Механическая коробка передач
Торможение двигателем вручную используется в трех основных ситуациях.
- Подходим к месту остановки (например, на светофоре).
- Езда на длинных спусках в горных условиях, когда тормоза могут перегреваться, особенно если есть прицеп, не оборудованный собственной тормозной системой. Альтернативы правильному торможению двигателем просто нет.
- Третья ситуация катастрофическая. Вышли из строя рабочие тормоза. В этом случае для остановки необходимо последовательно переключать передачи на низшую. Спортсмены часто используют подобную технику. Это требует некоторого мастерства.
Автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка передач также может передавать крутящий момент от колес к двигателю. Полный эффект достигается при блокировке гидротрансформатора.
В этом случае машина напоминает механическую коробку передач с включенной передачей. Они контролируют блокирующие «мозги».
В режимах, когда двигатель нужно притормозить, обычно его не выключают до последней остановки. И вы можете не только отпустить дроссельную заслонку, но и переключать понижающие передачи при замедлении с помощью селектора или лепестков.
Что делать, если вариатор?
В большинстве вариаторов используется гидротрансформатор с теми же принципами работы, что и в автоматических трансмиссиях.
Он также блокируется в большинстве дорожных ситуаций. Поэтому торможение двигателем в машине с вариатором реализовано аналогично, а вручную на спуске можно зафиксировать одну из виртуальных «пониженных передач».
Робот
В алгоритме управления роботизированной коробкой зашивается удержание передачи при отпускании педали акселератора. Сцепление или муфты остаются замкнутыми, колеса вращают двигатель, что имеет тормозной эффект.
Но какую ступень выберет электроника, более низкая для торможения или более высокая для экономии топлива, зависит от конфигурации конкретной машины. В любом случае в горах, как и в других типах коробок, есть смысл использовать пониженные передачи для повышения безопасности.
Торможение и кондиционер
Чем больше дополнительных агрегатов, которые подключены к двигателю, таких как компрессор кондиционера или насос гидроусилителя руля (это тоже считается мощным генератором), тем выгоднее будет ехать на стоп-сигнал с включенной передачей.
Ведь все эти устройства в момент торможения двигателем крутят колеса, а не топливо, сгоревшее в двигателе.
Во время жары
По сравнению с холостым ходом торможение двигателем помогает снизить температуру двигателя в жаркую погоду. В цилиндрах нет горения, а значит не выделяется тепло. А поршни усиленно качают воздух, охлаждая камеру сгорания.
Насос охлаждающей жидкости обеспечивает хорошую циркуляцию, поскольку его частота вращения выше, чем на холостом ходу, когда шестерня выключена и задействована рабочая тормозная система.
Расход масла и торможение
Вакуум во впускном тракте двигателя, работающего в режиме принудительного холостого хода на высоких оборотах больше, чем в любом другом режиме.
Но если система вентиляции картера чистая и подлежит ремонту, а сальники двигателя не изношены, повышенного расхода масла не будет.
В противном случае нужен ремонт, а не катание на лошадях.
Вывод
Сегодня торможение двигателем жизненно необходимо на крутых горных дорогах. В остальных случаях современные автомобили оснащены ABS и ESP, тормозят надежно и стабильно даже на скользкой дороге.
Однако владельцам автомобилей с механической коробкой передач мы рекомендуем всегда использовать моторный тормоз: безопасность движения от этого только выиграет. Другим автовладельцам не о чем беспокоиться, их машины делают это автоматически.
Что такое торможение двигателем и как правильно применять этот способ
Процесс торможения двигателем автомобиля изучают практически во всех автошколах при подготовке водителей транспортных средств. Рано или поздно каждый водитель прибегает к этому приему.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
В некоторых автомобилях торможение двигателем входит в штатный алгоритм работы систем управления двигателем, трансмиссией и тормозами — при этом включают такой режим независимо от действий водителя. Это, прежде всего, используется в транспортных средствах, предназначенных для использования в горной местности.
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
Преимущества, недостатки и эффективность экстренного торможения двигателем вызывают споры не только в среде автолюбителей, но и профессионалов, включая инструкторов экстремального вождения. Но один факт является неоспоримым: в случае отказа тормозной системы автомобиля данный способ экстренного снижения скорости и остановки является самым безопасным.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Что значит тормозить двигателем
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
Под торможением двигателем понимают экстренный способ уменьшения скорости транспортного средства путем увеличения сопротивления двигателя инерционной энергии движения автомобиля через систему трансмиссии. Технически это достигается при значительном уменьшении подачи топлива (уровня нажатия педали акселератора) в двигатель при включенном сцеплении во время движения. При этом крутящий момент двигателя уменьшается. В некоторый момент крутящий момент инерционного движения автомобиля, передаваемый через трансмиссию от колес, начинает превышать силовой момент двигателя, и двигатель начинает подтормаживать автомобиль.
p, blockquote 7,0,0,0,0 —> adsp-pro-1 —>
Физически сила торможения определяется степенью компрессии поршневой группы двигателя. Автолюбители знают насколько трудно провернуть коленвал силового агрегата при выключенном зажигании. В дизельном двигателе, где степень компрессии выше, чем в бензиновых, это сделать значительно сложнее. Поэтому эффективность такого способа снижения скорости в автомобилях, оснащенных дизельным силовым агрегатом, выше, и это следует учитывать в процессе управления машиной.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Видео — что значит торможение двигателем:
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Эффективность торможения также зависит от динамических характеристик и, прежде всего, от действующей передачи трансмиссии. На низких передачах динамика движения в зависимости от положения педали акселератора (приемистость) более высокая, поэтому торможение двигателем более эффективно. Большинство автолюбителей используют такой вариант снижения скорости при подъезде к перекресткам, особенно, если до включения разрешающего сигнала остается малое время. Это освобождает от лишних манипуляций с переключением рычага механической коробки передач.
p, blockquote 11,0,1,0,0 —>
Когда следует использовать такой способ торможения
p, blockquote 12,0,0,0,0 —>
Торможение двигателем следует применять в следующих случаях:
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
1. При недействующей тормозной системе автомобиля.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
Такая ситуация может быть связана с повреждением тормозных трубок и шлангов, главного тормозного цилиндра, при утечке тормозной жидкости. При этом создается явная аварийная ситуация. Даже если движение происходит на абсолютно ровной дороге с отсутствием попутных и встречных автомобилей, необходимо приступить к торможению двигателем до полной остановки. На последнем этапе торможения, если автомобиль не остановился на первой передаче при холостых оборотах (полностью отжатой педали акселератора), следует выключить зажигание, полностью заблокировав двигатель. Делать это ранее ни в коем случае нельзя, так как после поворота ключа в положение «зажигание выключено» руль будет заблокирован при малейшем повороте вправо-влево.
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
2. При подъезде к перекресткам.
p, blockquote 16,0,0,0,0 —>
Если до включения разрешающего сигнала осталось малое время. В этом случае, двигаясь на передаче, необходимо снять ногу с педали акселератора и, не переключая рычаг МКПП, слегка нажать на педаль тормоза, обозначив свой маневр.
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
3. При движении на горной местности.
p, blockquote 18,0,0,0,0 —>
Водители, эксплуатирующие автомобиль в горной местности, на своем опыте изучили эффективность применения этого приема совместно с основной системой торможения. Часто техника и автомобили, предназначенные для эксплуатации в горной местности, имеют штатные системы торможения двигателем (их алгоритм прописан в системе торможения). Это значительно увеличивает эффективность торможения, что особенно важно при движении под уклон.
p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
4. В аварийных и экстренных ситуациях, при выполнении специальных маневров.
p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
Способы торможения двигателем изучают на практических занятиях специальных курсов экстремального вождения.
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
5. Во время раллийных и других спортивных соревнований.
p, blockquote 22,1,0,0,0 —>
Занятия по приемам такого варианта управления ТС входят в курс подготовки спортсменов.
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
Как тормозить двигателем
p, blockquote 24,0,0,0,0 —>
На механике
Процесс торможения двигателем на механической коробке переключения передач осуществляется в несколько операций:
p, blockquote 25,0,0,0,0 —>
1. Если движение происходит на повышенной передаче, не выжимая сцепление, отпускается педаль газа. При отказе тормозной системы автомобиля перед этим необходимо включить аварийную световую сигнализацию.
p, blockquote 26,0,0,0,0 —>
2. После снижения скорости выжимается сцепление, и передача переводится на пониженную. Отжимается педаль сцепления. В зависимости от ситуации можно перескакивать сразу через передачу, например, с 4-й на 2-ю. Если движение перед торможением происходит на 5-6 передаче, лучше сразу произвести переключение на 3-ю. Этот прием также следует использовать при движении на отрицательном уклоне, так как во время переключения передач происходит разгон автомобиля за счет силы тяжести. Однако при этом необходимо регулировать степень торможения сцеплением, чтобы не войти в режим неуправляемого заноса.
p, blockquote 27,0,0,0,0 —>
Видео — как тормозить двигателем на механике:
p, blockquote 28,0,0,0,0 —>
p, blockquote 29,0,0,0,0 —>
3. Производится дальнейшее понижение передачи вплоть до 1-й. Если на первой передаче при отпущенной педали акселератора и сцепления, автомобиль не останавливается, включается стояночный тормоз, затем выключается зажигание. Если и в этом случае автомобиль не останавливается (при большой крутизне уклона), приступают к аварийному торможению, например, наезду на бордюр.
p, blockquote 30,0,0,0,0 —>
На автомате
После приобретения автомобиля с АКПП следует внимательно изучить инструкцию по его эксплуатации, в том числе, и особенности режимов АКПП. В зависимости от вида АКПП (вариантов в этом случае много), возможно, режим торможения двигателем вообще не предусмотрен либо даже блокируется системой управления.
p, blockquote 31,0,0,0,0 —>
Наоборот, в некоторых автомобилях данный режим торможения может инициироваться без участия человека. В определенных АКПП данный режим управления торможением может быть включен при помощи ручного переключения передач, предусмотренного системой управления режимами АКПП.
p, blockquote 32,0,0,0,0 —> adsp-pro-2 —>
Следует учитывать, что торможение двигателем на автомобилях с АКПП, в которых согласно инструкции не предусмотрен такой режим, необходимо производить только в экстренных случаях, чтобы не причинить вред дорогостоящей коробке передач.
p, blockquote 33,0,0,1,0 —>
На вариаторе
На некоторых вариаторах специально установлен режим переключения рычага «L» — торможение двигателем. Для применения такого способа рычаг переключается в соответствующее положение. Некоторые автовладельцы, особенно Ниссанов с вариаторами, стараются программно отключить данный режим, увеличив динамичность и уменьшая расход топлива.
p, blockquote 34,0,0,0,0 —>
Его плюсы и минусы
p, blockquote 35,0,0,0,0 —>
Каждый водитель должен иметь навыки использования приема торможения двигателем. При этом необходимо знать основные плюсы и минусы применения данного вида торможения.
p, blockquote 36,0,0,0,0 —>
Видео — какие есть нюансы при торможении двигателем:
p, blockquote 37,0,0,0,0 —>
p, blockquote 38,0,0,0,0 —>
К плюсам можно отнести:
- такой вариант является одним из контраварийных приемов управления автомобилем;
- является дублирующим способом торможения при отказе основной системы;
- в некоторых случаях увеличивает управляемость авто;
- способствует уменьшению расхода топлива.
- при «чистом торможении двигателем» не работают световые стоп-сигналы;
- система ABS не активна, что способствует блокировке колес, может вызвать неуправляемый занос;
- увеличивается механическая нагрузка на силовой агрегат, трансмиссию;
- растет потребление масла.
Если водитель не обладает достаточными навыками вождения в экстремальных ситуациях, применять данный способ торможения следует только в случае отказа штатной системы торможения. Постепенно по мере приобретения опыта можно использовать торможение двигателем при движении на трассе, подъезде к перекресткам с хорошим состоянием дорожного покрытия.
p, blockquote 41,0,0,0,0 —>
Если скрипят тормоза при торможении на машине — в чем может быть причина.
Советуем посмотреть статью о новом виде разметки типа «вафельница» и правилах её проезда.
Что делать если хрипят автомобильные колонки https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/avtomagnitola/xripyat-dinamiki.html — наиболее частые причины.
Видео — как правильно тормозить различными способами:
p, blockquote 43,0,0,0,0 —> p, blockquote 44,0,0,0,1 —>
Особенно актуально такое умение сейчас, в весенние дни, когда днем солнце растапливает снег, а за ночь подмораживает и на дороге становится скользко. Спускаясь с горки, попал на снежно-ледяной накат, тормоза совсем не держали, машину то и дело заносило — пришлось применить торможение двигателем, переключаясь с четвертой, до первой! Скорость упала и только тогда смог хорошо пройти поворот!
При торможении автомобиля двигателем с механикой, необходимо перейти на пониженную передачу параллельно притормаживая
Использую такой режим только на скользкой дороге зимой и осенью на мокрых листьях. В остальных случаях пользуюсь тормозом. Стопари-то не горят, а скорость заметно снижается. Есть риск, что въедут сзади.
В автошколе к сожалению только показывают все это теоретически, а если хотите научится, то тренируйтесь сами.
Если у вас автомат, то с вероятностью 99% тормозить двигателем нельзя, и это конечно печально, так как случаи бывают разные. А вот на механике, торможение двигателем спасало мне жизнь 2 раза точно, когда отказывали тормоза. Тут главное не паниковать, и если ехали на пятой, то сразу втыкайте третью, а потом вторую и первую. Скорость машина теряет довольно быстро и потихонечку до сервиса доехать точно сможете. Даже в городе на светофоре вполне можно останавливаться.
А вообще, если хотите научиться всем этим пользоваться, реально рекомендую пройти дополнительно курсы экстремального вождения. Ваш уровень, как водителя, возрастет в несколько раз.
А у меня возникает интересный вопрос: есть два авто: chaser и skyline, оба на автомате, и у обоих есть режим snow (и оба авто по разному тормозят двигателем в данном режиме) вопрос вот в чем, должен ли авто в режиме снег тормозить двигателем сильнее, чем в стандартном режиме drive?)
На автомате лучше такое не практиковать все равно. А на механике учиться этому обязательно. У нас на Урале горная местность и часто меня выручало торможение двигателем.
Особенно хорошо работает, когда скатываешься вниз. Я просто с четвертой на третью переключался и нормально.
Ну и правильно уже писали, если откажут тормоза, то можно даже в городе, без тормозов, а с помощью торможения двигателя, запросто двигаться. Просто надо оттормаживать начинать заранее и обязательно потом дергать ручник на светофоре. Очень сильно всем рекомендую попробовать и научиться — это обязательно пригодится.
В крайнем случае и на автомате можно. У меня это выглядит так — сначала овердрайв, а когда скорость ниже 90, то переключаюсь на вторую, когда ниже 50-ти становится, включаю L. Так работает.
Что такое "торможение двигателем" и как правильно его выполнять?
Одним из способов снижения скорости автомобиля является торможение двигателем. Кто-то убежден в том, что гасить скорость таким образом безопаснее, другие считают, что это еще и помогает экономить топливо, а третьи наоборот уверяют, что торможение двигателем вредит и силовому агрегату и трансмиссии автомобиля и приводит к их быстрой поломке. Давайте разберемся, что же такое "торможение двигателем", когда оно применяется и какие последствия несет для автомобиля..
Что это такое?
Если коротко, то, торможение двигателем — это действие, возникающее в момент, когда двигатель сопротивляется нагрузке, стремящейся увеличить обороты вращения коленчатого вала. Ну, а если попробовать объяснить этот процесс более детально, то торможение двигателем возникает, когда водитель отпускает педаль акселератора (при включенном сцеплении), то есть подача топлива к мотору сводится если не к нулю, то к минимуму, а сам силовой агрегат превращается уже не в отдающий энергию, а в принимающий ее от трансмиссии, работающей по инерции. В этот момент и возникает то самое сопротивление, замедляющее вращение коленвала и, соответственно, снижающее скорость автомобиля.
Важно также понимать, что заметный эффект от торможения двигателем есть не всегда, а лишь в определенных условиях. Чтобы понять этот процесс, нужно вспомнить достаточно простые вещи. Нажав на педаль акселератора, водитель увеличивает обороты коленчатого вала, а отпуская ее, заставляет двигатель уменьшать их. Трансмиссия же служит для регулирования силы, которую двигатель передает на колеса автомобиля. На пониженных передачах эта сила велика, но скорость с которой движется автомобиль, маленькая. На повышенных передачах автомобиль движется быстрее, но увеличивать скорость движения двигателю сложнее, ведь он не может прилагать те же усилия, что и на пониженной передаче. Соответственно, на пониженной передаче динамика движения более заметна. Автомобиль быстрее ускоряется и быстрее замедляется.
Одно из главных преимуществ торможения двигателем заключается в том, что оно повышает устойчивость автомобиля к заносу, поскольку колеса не блокируются тормозными колодками, как при торможении с помощью рабочей тормозной системы. По этой причине торможение двигателем является одним из важных контраварийных приемов вождения. Хотя, есть ему применение и в спокойных ситуациях. Например, когда горит красный сигнал светофора и впереди достаточно пространства, чтобы подкатиться к нему, не прибегая к активной помощи педали тормоза. Незаменимым торможение двигателем будет также на скользкой/мокрой дороге и на длительных спусках. В первом случае это, опять же, не даст колесам заблокироваться, а во втором — убережет тормозную систему от перегрева и выхода из строя.
На затяжных спускат тормоза могут перегреться и выйти из строя, а на скользкой дороге легко заблокировать колеса. Именно в таких ситуациях рекомендуется снижать скорость с помощью торможения двигателем.
Безопасность — наше все
Если тормоза все-таки отказали, торможение двигателем становится, по сути, единственным безопасным способом снизить скорость до минимума. Главное в данной ситуации — не растеряться. Даже если непредвиденная ситуация произошла на длительном спуске. Конечно, полностью остановить автомобиль одним лишь двигателем в этом случае будет весьма затруднительно, но это не значит, что и пытаться не стоит. Можно, например, использовать комбинацию торможения двигателем и контактного торможения. Для этого нужно постараться уравнять свою скорость со скоростью автомобиля, идущего впереди, и упереться в его задний бампер, подавая сигналы с просьбой об остановке. Поверьте, последствия таких действий будут куда более щадящими, чем закончить свой путь в кювете или при встрече с ограждением дороги.
Увы, как у любой медали есть две стороны, так и у торможения двигателем не все идеально. Дело в том, что, снижая скорость без участия рабочей тормозной системы, Вы не подаете соответствующих сигналов соседям по потоку. Проще говоря, стоп-сигналы на Вашем автомобиле не загораются. Следовательно, тот, кто едет позади, может не успеть вовремя среагировать на Ваше торможение. Особенно плохо скорость и дистанция ощущаются в темное время суток. Последствия такой дезориентации в пояснениях не нуждаются, а потому, думая о своей безопасности, не забывайте и о безопасности окружающих. Прежде, чем выполнять торможение двигателем на дорогах общего пользование, потренируйтесь на закрытой площадке, изучите свои возможности и возможности своего автомобиля.
В странах Европы к торможению двигателем относятся ответственно. Там, где это может быть опасно, установлены запрещающие знаки.
Как правильно выполнять?
Специалисты говорят, что приемов торможения двигателем существует более двух десятков, однако наиболее распространены два-три из них. Впрочем, грамотно пользоваться даже этим минимумом умеют далеко не все водители. Чтобы исправить сию досадную ситуацию, попробуем изложить, что называется, пошаговую инструкцию по применению торможения двигателем и дать несколько полезных рекомендаций. Итак.
Обычно торможение двигателем начинается с отпускания педали акселератора и включения пониженной передачи — третьей в большинстве случаев, поскольку на четвертой и выше эффект от торможения двигателем минимален. Затем, когда скорость заметно упала, включается вторая, а после и первая передачи. Но в этой пошаговой нисходящей поступи важно выбирать оптимальные моменты для переключения. В противном случае, несоответствие передачи оборотам коленвала приведет к чрезмерному тормозящему усилию — дискомфортному «клевку носом», который, к тому же, малоприятен для двигателя, трансмиссии и всего автомобиля в целом. Чтобы избежать таких рывков, а момент переключения передачи можно поднять обороты коленвала нажатием на педаль «газа», а потом снова отпустить ее, продолжив торможение двигателем.
Обратите внимание!
Ни при каких обстоятельствах нельзя переключаться с третьей-четвертой передачи сразу на первую. В этом случае автомобиль может сорвать в занос, развернуть или вынести на полосу встречного движения. К тому же, это может стать причиной серьезной поломки и дорогостоящего ремонта автомобиля.
И еще один важный нюанс. Если дорога скользкая/мокрая, со сцеплением нужно обращаться предельно аккуратно. Если бросить его резко, это может привести к блокировке ведущих колес. Специалисты же рекомендуют на секунду задерживать педаль сцепления в моменте «подхвата».
Спорные моменты
Эффективность торможения двигателем сильно зависит от сочетания множества факторов — от самого водителя, от его автомобиля, от дороги, от ситуации, в конце концов. И если с водительскими навыками и дорожными условиями мы более или менее разобрались, то на технических моментах стоит остановиться отдельно, чтобы развеять некоторые мифы и расставить все точки над «i».
Все, о чем мы говорили выше, касалось торможения двигателем на автомобиле с механической коробкой передач. А как обстоит ситуация с АКПП? Этот вопрос волнует многих, и он весьма непрост, поскольку эффективность торможения двигателем и методика выполнения этого приема во многом зависит от типа «автомата», от его электронной начинки и от доступных водителю режимов работы коробки передач. Одни автоматические трансмиссии дают возможность последовательно переключать передачи вручную (подрулевыми «лепестками» или рычагом на центральном тоннеле), другие предлагают выбор фиксированных диапазонов работы (L, 2, 3, OD), а третьи лишены и того, и другого. А бывает и так, что даже при наличии «лепестков» коробка не позволяет сбрасывать передачи, если ей кажется, что это в данный момент времени неуместно или может привести к поломке. Чтобы точно знать, как правильно тормозить двигателем Вашего автомобиля, загляните в его инструкцию по эксплуатации. Как правило, производители отдельно и достаточно подробно описывают этот процесс, указывая, как делать нужно, и что делать нельзя.
Автомобили с автоматической коробкой передач могут тормозить двигателем не хуже машин с механикой.
В чем сомнений нет, так это в том, что торможение двигателем в автомобилях с АКПП в любом случае возможно, что бы там ни говорили. Причем, в теории оно может быть даже более эффективным и безопасным, чем в случае с «механикой», поскольку автоматика намного быстрее аккуратнее работает со сцеплением. Более того, некоторые производители (Volkswagen, например), начали устанавливать на свои автомобили системы EBC (Engine Braking Control), которые предотвращают блокировку колес в случае слишком резкого сброса “газа” и в целом контролируют процесс торможения двигателем.
Кстати, еще один технический момент, который нужно учитывать при торможении двигателем, это наличие в автомобиле системы ABS. Если она есть, то в экстренной ситуации (гололед — исключение) торможение двигателем — потеря драгоценных секунд и лишние метры тормозного пути. Поверьте, в большинстве случаев ABS справится со своей работой намного лучше, чем водитель.
Есть мнение, и оно имеет право на существование, что дизельный двигатель тормозит эффективнее бензинового, поскольку степень сжатия топливной смеси в его цилиндрах примерно в 1,5 раза выше. Возможно, если напрямую сравнить два одинаковых автомобиля, но с разными моторами, разницу в эффективности торможения двигателем можно почувствовать, но принципиального значения это все равно не имеет, потому что в чистом виде торможение двигателем большого эффекта замедления не дает и переоценивать его не стоит.
И последнее, но не в последнюю очередь, о чем хотелось бы сказать в этом разделе, — о распространенном мнении, что торможение двигателем благоприятно сказывается на расходе топлива. Спорить с этим фактом мы не будем. Подача топлива при отпущенной педали акселератора на современных автомобилях (с “механикой” так уж точно) действительно снижается до нуля, но экономия от этого не так велика, как многим хотелось бы, и сама по себе не может принципиально повлиять на снижение расхода.
Если Ваш автомобиль оборудован бортовым компьютером, показывающий моментальный расход топлива, Вы легко заметите, что в момент торможения двигателем расход равен нулю.
Торможение двигателем на автомобиле, как это делать и почему оно полезно
Видео: торможение при помощи двигателя, стоит ли это делать?
Среди автомобилистов ходит большое количество мифов относительно такой базовой схемы снижения скорости как «торможение двигателем». Кто-то говорит, что это очень опасная стратегия и ее нельзя использовать в повседневной жизни ни в коем случае, если вы не хотите оказаться в кювете, другие утверждают торможение мотором крайне негативно сказывается на ресурсе автомобиля, подчеркивая что-то вроде того: «Трансмиссия и КПП перегружаются за счет высоких нагрузок и вообще автомобиль технически не приспособлен замедляться таким образом, для этого существуют тормоза».
На самом деле эти люди неправы, не слушаете их, ведь по многим пунктам торможение двигателем- отличный способ повысить безопасность, не приносящий абсолютно никакого вреда технической стороне, автомобиля, если все делать правильно. Еще одним доказательством является следующее видео завсегдатая автомобильных лекций — Джейсона Фенске. Вот его объяснение:
Торможение двигателем происходит, когда водитель убирает ногу с педали акселератора. Клапан дроссельной заслонки закрывается, образуется вакуум и двигатель начинает тормозить автомобиль. Это касается автомобилей с автоматическими КПП. Там думать о чем-то и заморачиваться не нужно, автоматика все сделает за вас, это уже заложено инженерами в любой автомобиль.
Тот же самый случай можно интерпретировать и на автомобиль с механической коробкой передач. «Ходят слухи, что торможение двигателем — это плохо для вашего автомобиля, но на самом деле это может оказаться полезным», это объясняет Фенске в видео.
Основные положительные моменты, выделенные автором видеоролика:
Торможение двигателем — это эффективно. Как только дроссельная заслонка больше не нажата, автомобиль использует меньше топлива. Хотя это кажется незначительным, в течение длительных поездок, количество сэкономленного топлива может сложиться в серьезную сумму.
Также меньше изнашиваются тормозные механизмы, что приводит не только к более стабильному торможению, но и увеличивает срок службы колодок и тормозных дисков. Вместо перевода инерции в тепловую энергию при помощи тормозов, вы делаете то же самое при помощи двигателя, а поскольку у последнего есть мощная система охлаждения, то применять такую практику безопасно и выгодно.
В условиях холмистой или гористой местности без торможения мотором вообще обойтись крайне сложно и абсолютно НЕ безопасно. Длительные спуски вниз по серпантину рано или поздно приведут к перегреву и отказу тормозов, в том случае, когда вы не используете технику торможения двигателем. И, напротив, если вы тормозите мотором, в определенных условиях даже на спуске вам не потребуется задействовать основные тормоза (зависит от уклона и выбранной передачи можно безопасно спускаться с горы, не опасаясь неконтролируемого набора скорости).
Помимо этого, без подобной техники торможения сложно представить безопасную эксплуатацию автомобиля зимой, поскольку с включенной передачей блокировка ведущих колес произойдет позже, чем в том случае, если бы вы тормозили на «нейтралке».
В видео обсуждается сценарий торможения двигателем без перехода на пониженные передачи, мотивируя это тем, что автомобиль в таком случае (если перейти скажем, с пятой на третью передачу и отпустить сцепление) может потерять баланс и управляемость. С одной стороны, это верно, с другой, нет, поскольку при правильной технике отпуска сцепления, после перехода на пониженную передачу, автомобиль будет замедляться плавно и предсказуемо, что не приведет к износу сцепления и другим нехорошим последствиям.
В обычно, советуем после просмотра видео с включенными русскими субтитрами обратиться к профессионалам по вождению для практики, если вас заинтересовала тема, чтобы узнать все нюансы торможения двигателем и научиться правильно использовать технику.
Торможение двигателем
Что же такое торможение двигателем и почему, а самое главное как оно происходит?
Если вспомнить устройство автомобиля то можно понять по каким причинам происходит торможение двигателем.
Во-первых торможение двигателем происходит в момент когда автомобиль двигается на скорости с включенной передачей и при этом водитель отпускает педаль газа и не выжимает сцепление.
Что же такое торможение двигателем и почему, а самое главное как оно происходит?
Если вспомнить устройство автомобиля то можно понять по каким причинам происходит торможение двигателем.
Во-первых торможение двигателем происходит в момент когда автомобиль двигается на скорости с включенной передачей и при этом водитель отпускает педаль газа и не выжимает сцепление.
То есть двигателю необходимо топливо для движения и при его дефиците (отсутствии) он начинает потреблять крутящий момент передающийся от колес к ведомому диску сцепления, а он в свою очередь соединен с коробкой передач которая имеет разный набор по диаметру шестерней.
Торможение двигателем и его виды
В принципе существует два основных способа торможения двигателем:
1) Торможение «компрессией»
2) Торможение «разгоном двигателя»
Первый способ торможения двигателем
Первый способ заключается в том, что:
Включается пониженная передача, акселератором выравниваются обороты двигателя и первичного вала, сцепление отпускается резко, однако ПССВКД (Провокация Срыва Сцепления Ведущих Колёс с Дорогой) не возникает.
Второй способ не требует «перегазовки»(кратковременное дросселирование ПЕРЕД включением пониженной передачи) и «подгазовки» (кратковременной дросселирование ПОСЛЕ включения пониженной передачи; применяется в случаях недостаточной «перегазовки» (когда речь идёт о торможении «компрессией»), а также в случаях, когда пониженная передача включается для увеличения отбора мощности от двигателя для последующего разгона или, к примеру, на подъёме.) и заключается в том, что: включается пониженная передача, отпускается акселератор, сцепление отпускается плавно и нежно, так, чтобы наблюдалась пробуксовка диска сцепления взамен пробуксовки ведущих колёс, полный контакт двигателя и первичного вала не допускается, равно как и выравнивание скоростей вращения, поскольку эффективность торможения прямо пропорциональна разности числа оборотов ведущего и ведомого дисков сцепления.
Второй способ торможения двигателем
Второй способ применяется на сухих покрытиях, для скользких покрытий предназначен первый.
Нужно овладевать техникой работы с КПП и сцеплением, которая является одним из ключевых звеньев водительского мастерства; без правильной работы с рычагом КПП и педалью сцепления «торможение двигателем» превращается в некий вид лотереи, причём, если на заднем приводе ПССВКД приводит «лишь» к заносу задней оси и оставляет возможность управления автомобилем, то на переднем приводе автомобиль просто рискует потерять управляемость с непредсказуемыми последствиями…
Техника владения переключением передач и сцеплением непроста и требует длительной тренировки. Водитель, владеющей этой техникой, переключает передачи на пониженные в любой последовательности за 0,3-0,4 секунды (включая «перегазовку» и «подгазовку»), даже если КПП не кулачковая, а стандартная, и ни на одной передаче нет синхронизаторов; даже очень внимательный наблюдатель не почувствует момента выключения и включения сцепления; об увеличении ресурса трансмиссии и тормозной системы я уж не говорю…
Для выполнения торможения двигателем отпускается педаль газа при включенном сцеплении на той передаче, которая была включена. Двигатель, не получая горючей смеси, но получая крутящий момент от трансмиссии, становится потребителем энергии, тормозя трансмиссию, а через нее и колеса.
При таком способе торможения передние колеса автомобиля загружаются дополнительным весом за счет инерции автомобиля на поворотах и спусках. При этом повышается устойчивость к заносу, так как колеса не блокируются тормозными колодками как при торможении с помощью рабочей тормозной системы, а происходит равномерное распределение тормозящего усилия между ведущими колесами автомобиля с помощью дифференциала.
Поэтому торможение двигателем рекомендуется как профилактическая мера против возможных заносов на поворотах, особенно на скользких дорогах или на дорогах с мокрым покрытием. Применяя торможение двигателем на спусках, особенно если речь идет о горном спуске, рекомендуется включение той передачи, на которой возможно въехать на такой уклон.
ВНИМАНИЕ: Нельзя переключаться сразу на первую передачу, потому что автомобиль может уйти в занос, его может развернуть на дороге, выбросить на полосу встречного движения. Снизив с помощью переключения передач скорость до возможного минимума, дотормаживать можно стояночным тормозом.
Что такое торможение двигателем
Водительский опыт – вещь индивидуальная. Тем не менее, опыт основывается на базовых приемах, которые водитель вырабатывает за долгое время. Одним из таких общепринятых приемов, это торможение двигателем. Многие убеждены, что такой прием торможения самый безопасный, особенно на скользкой дороге. А некоторые считают, что торможение двигателем вредит двигателю и трансмиссии. Кто же прав в такой ситуации, а кто нет, попробуем разобраться в данной статье.
Что же это такое?
В начале, следует разобраться с тем, что вообще представляет собой торможение двигателем и в каких случаях оно действительно нужно. Если более точно, то это процесс, возникающий во время, когда двигатель сопротивляется разгону автомобиля или нагрузке, которая стремиться увеличить обороты вращения коленчатого вала. Иными словами, торможение двигателем происходит, когда водитель отпускает педаль газа, при этом, не нажав сцепление. В этот момент подача топлива сводится к минимуму, а сам двигатель превращается в агрегат, который не выдает энергию, а забирает ее от трансмиссии. В результате чего возникает эффект торможения, который и замедляет вращение двигателя, тем самым снижая скорость движения машины.
При этом важно понимать, что заметить эффект торможения двигателем заметен лишь в некоторых условиях. Чтобы понять природу этого эффекта, нужно обратить внимание на достаточно простые вещи. Когда водитель нажимает на педаль акселератора, двигатель увеличивает обороты, а когда он ее отпускает, двигатель замедляет обороты. В данном случае трансмиссия служит для распределения силы вращения двигателя и передачи ее на колеса. Пониженной передаче характерна низкая скорость на относительно высоких оборотах двигателя. На повышенной передаче автомобиль уже достаточно быстро передвигается, но также быстро ускоряться, как на пониженной передаче двигатель не может, так как он не может прилагать столько же усилий. Поэтому эффект ускорения, а также и торможения на пониженных передачах намного заметней.
Самым главным преимуществом торможения двигателем сводится к тому, что такое действие со стороны водителя снижает риск заноса автомобиля. Потому что колеса не блокируются тормозными колодками, как при осуществлении обычного торможения. Именно поэтому, торможение двигателем является одним из эффективных приемов против аварии. Хотя в спокойных ситуациях этому приему тоже найдется место. К примеру, когда светофор на перекрестке горит красным, а до него еще достаточно е расстояние, для того чтобы спокойно докатиться до перекрестка и не прибегать к торможению при помощи основного тормоза. Торможение двигателем также будет полезным в условиях скользкой или мокрой дороги и на затяжных спусках
Безопасность — наше все
В процессе торможения двигателем тоже не все так идеально. Все дело в том, что во время снижения скорости машины таким способом водитель не подает соответствующих сигналов остальным участникам движения. Стоп сигналы на таком авто не загораются. Следовательно, водитель сзади идущего автомобиля не информирован о действиях водителя, решившего тормозить при помощи двигателя. А в условиях плохой видимости скорость и дистанция ощущаются плохо. Последствия такой плохой ориентации могут быть плачевными. Поэтому не следует забывать и о своей безопасности и безопасности окружающих. Поэтому, начинающим водителям стоит потренироваться на какой-нибудь закрытой площадке, с целью познания своих возможностей и возможностей своего авто.
В европейских странах к торможению двигателем подходят со всей ответственностью. На участках, где это может быть опасно, устанавливаются соответствующие знаки.
Как правильно выполнять?
Приемов такого торможения существует много, но наиболее распространенных не более трех. Хотя эффективно использовать даже эти три, могут далеко не все. Попытаемся исправить этот пробел при помощи некой инструкции и некоторых рекомендаций. Итак…
Чаще всего, торможение при помощи двигателя начинается с отпускания ноги с педали акселератора и перехода на пониженную передачу, в большинстве случаев, это третья. Далее, после значительного замедления включается вторая передача и так далее. Но в этом процессе важно найти оптимальное состояние для перехода на пониженную скорость. Иначе, характерного клевка и удара по трансмиссии, не избежать. Для того, чтобы этого не случилось, следует перед переключением немного нажать на педаль акселератора, для кратковременного поднятия частоты вращения двигателя. А после переходить на пониженную передачу и далее продолжить торможение.
Обратите внимание!
Ни в коем случае не следует переходить с четвертой или третьей передачи сразу на первую, это может вызвать резкий занос автомобиля с возможным выносом на полосу встречного движения. К тому же это может повлечь за собой серьезную поломку и дорогостоящий ремонт.
Еще один важный момент. На скользкой или мокрой дороге нужно аккуратно пользоваться сцеплением. Не стоит его резко отпускать, это может вызвать блокировку ведущих колес. Специалисты рекомендуют немного задерживать педаль сцепления для плавного «подхвата».
Спорные моменты
Эффективность торможения с использованием двигателя зависит от совокупности множества факторов. Сюда входят, мастерство водителя, состояние автомобиля, состояние дороги и соответствующей ситуации. Если с водительским мастерством и дорожными условиями более или менее понятно, то технические моменты следует рассмотреть отдельно. Для того чтобы развеять некоторые мифы.
Все выше сказанное, касалось торможения автомобилей с механической коробкой передач. А как поступать в ситуации с АКПП? Вопрос достаточно серьезный, поскольку использование торможения в данном случае, двигателем во многом зависит от типа автоматической коробки, электронной начинки и доступных для водителя режимов работы АКПП. Для уточнения этого вопроса следует подробно изучить его в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля. Как правило, этот процесс достаточно подробно освещается производителем, с описанием как это делать и как делать нельзя.
Машины с автоматической коробкой, имеют возможность осуществлять торможение двигателем, не хуже машин с механической трансмиссией. В теории торможение может быть даже эффективней и безопасней чем на механике, потому что автоматика гораздо быстрее и аккуратней осуществляет процесс сцепления. Более того, многие производители оснащают свои автомобили системой EBC (Engine Braking Control), которая помогает предотвратить блокировку колес, при резком сбросе «газа», а также контролирует процесс торможения двигателем.
Кстати, еще один момент, при осуществлении попытки осуществить торможение двигателем следует учитывать наличие системы ABS. Если автомобиль ею оснащен то в экстренной ситуации (исключением является гололед), то торможение двигателем, это может быть потерей драгоценных секунд. В большинстве экстремальных ситуаций, ABS справиться лучше.
Существует мнение, что дизельный двигатель тормозит более эффективно, чем бензиновый. Поскольку степень сжатия в его цилиндрах выше в 1,5 раза. Наверное, если сделать эксперимент, то такое суждение можно подтвердить, но принципиального отличия здесь нет. Ведь торможение двигателем не дает такого большого замедления и сильно на это обращать внимания не стоит.
Распространенное мнение о том, что торможение двигателем снижает расход топлива. С этим фактом трудно поспорить, ведь и правда когда педаль акселератора отпущена, расход в этот момент и действительно снижается до нуля. Но в целом на общую картину расхода топлива это не влияет
Вредит ли это вашему авто?
Можно часто услышать от разных знакомых, прочитать на форумах, что торможение двигателем плохо влияет на его состояние и состояние трансмиссии. Говорят, что изнашиваются поршневые кольца, синхронизаторы КПП и т. д. Но на самом деле все не так страшно, как может показаться, если все делать правильно и аккуратно, то вреда это не принесет. Тем более не нужно все время тормозить двигателем. Такой способ, все-таки для более экстремальных ситуаций и пользоваться этим методом нужно больше из соображений безопасности.