Блок управления двигателем
Блок управления двигателем
Блоки управления двигателем (ЭБУ)
Современные автомобили являются сложными агрегатами, состоящие из огромного числа деталей, узлов, среди которых немалое место занимает электроника. Нормальное функционирование автомашин обеспечивается слаженной работой всех перечисленных компонентов в полном соответствии с заданными алгоритмами.
В свою очередь, слаженность и синхронность функционирования зависят от устройства, имеющего аббревиатуру ЭБУ, которая расшифровывается, как электронный блок управления, иначе именуемого контроллером, а в народе – «мозгами» автомобиля. Без указанного устройства любая автомашина будет представлять собой недействующую груду запчастей, проводов, кусков металла и пластика.
Контроллер – что это?
По сути, разговор ведется о вычислительном устройстве (микропроцессоре), предназначенном для обработки информации, поступающей от различных датчиков, с последующим ее анализом, формированием и передачей управляющих команд на соответствующие исполнительные устройства.
Внешний вид и устройство электронных блоков управления
Внешне ЭБУ выглядят как коробки с размерными характеристиками – 30х30 сантиметров, а толщина их не превышает 7 сантиметров. В качестве материала для их изготовления используют металлы либо пластик, к слову, автомобили ВАЗ чаще комплектуют контроллерами с металлическими корпусами, а потому их размещают в салонах.
Нередко электронные блоки управления подвержены сильному нагреву. Для недопущения этого корпуса некоторых оребряют с целью отведения тепла. Оребрение выполняет ту же функцию, что и радиаторы охлаждения процессоров в компьютерах.
В корпусах находятся сами платы, которые, по сути, и являются контроллерами. Наружу выходят разъемы, к которым подсоединяются различные датчики и устройства, а точнее идущие от них провода.
ЭБУ оснащены тремя видами запоминающих устройств:
- ППЗУ – программированной постоянной памятью, содержащей данные, обеспечивающие работу силовой установки;
- ОЗУ – оперативным запоминающим устройством, предназначенным для хранения временных сведений;
- ЭРПЗУ – электронным репрограммируемым запоминающим устройством, предназначенным для хранения некоторых данных: кодов блокировки, ключей доступа и пр..
Современные ЭБУ можно перепрограммировать, что предполагает возможность их тюнинга изменением штатной программы.
Функции контроллера
Электронные блоки управления, собирая данные со всех датчиков, осуществляют контроль за устройствами, узлами автомобилей, управляют работой систем:
- зажигания;
- подачи топлива;
- кондиционирования;
- освещения;
- подогрева и пр..
Кроме того, контроллер управляет стеклоподъемниками, автоматической коробкой передач и пр..
Место расположения электронных блоков управления
ЭБУ может располагаться:
- в салоне авто: район радиатора печки (под центарльной консолью), заднее сидение;
- под капотом: район аккумулятора либо блока предохранителей;
- в багажнике.
Словом, найти контроллер несложно, только делать это незачем, поскольку речь идет о сложном электронном устройстве, ремонт и замену которого лучше поручить профессионалу.
Причины выхода из строя ЭБУ
Выход из строя электронного блока управления провоцируется следующими причинами:
- сильными ударами по корпусу, чреватыми растрескиванием платы, процессора;
- вибрационными воздействиями;
- воздействием высоких температур;
- резкими скачками напряжения в бортовой сети;
- коррозионными процессами при попадании в корпус влаги.
Выход из строя ЭБУ, который, по сути, является «мозгами» автомобиля, может проявляться сбоями в работе практически всех узлов и систем. В таком случае следует обратиться к специалисту, которые, проведя диагностику, решит: есть ли смысл ремонтировать устройство или лучше купить новое.
Как начать делать блок управления автодвигателем с нуля
Итак, старенькая Киа Прайд. Под капотом у неё есть вот такая штука, к которой подходит десяток проводов — это распределитель зажигания, в корпус которого заодно встроены датчики положения распредвала и катушка зажигания.
Нас для начала интересуют датчики положения вала. Если мы начнём этот распределитель немного разбирать, внутри мы увидим:
Если поразбирать еще немного, то мы увидим и внутреннее колесо, и сами датчики.
Эти два жестяных колеса сидят на валу, вращаются вместе с ним — и, о чудо, формируют в двух торчащих наружу проводах вот такой очень простой сигнал:
На этом наше везение не заканчивается: хотя мы и знаем, что аккумулятор в автомобиле обычно двенадцативольтовый — сигнальная электроника работает обычно на пяти вольтах! А это значит, что этот сигнал можно вот абсолютно как он есть подключить к например stm32f4discovery — это такая плата с микроконтроллером, в которой цена менее тысячи рублей сочетается с 32ых битным процессором частотой 168 МГц и даже арифметическим сопроцессором.
Если решить программировать это чудо с использованием ChibiOS/RT, хотя бы для упрощения интерфейсов работы с периферией, то вот таким несложным кодом мы получим в консоль работающий тахометр.
По-моему, достаточно просто. Но, всё-таки одно дело — считать что-то с датчиков, и совсем другое дело — сгенерировать какой-то управляющий сигнал.
Давайте разберёмся, как же управляются форсунки?
Чтоб не экспериментировать сразу же с большим и железным двигателем, продолжим пока только с оригинальным блоком управления — даже если мы его хотим заменить на свою плату со своим кодом, всё равно будет полезно собрать побольше информации. Например, будет полезно
собрать информацию о ширине управляющего форсунками сигнала в зависимости от оборотов двигателя.
Итак, берём блок управления и кладём его на стол.
Аккумулятор у нас в машине на 12 вольт? так и старый ATX блок питания — тоже на 12 вольт, его и используем для питания блока управления на время экспериментов.
Когда мы подключались к автомобильной проводке, мы видели там пятивольтовый сигнал — но сам датчик положения коленвала работает как открытый коллектор — т.е. провод датчика либо заземлён, либо ни к чему не подключён. Чтоб эмулировать такой датчик, нам будет нужен транзистор.
И немного кода для генерации сигнала.
Форсунки впрыска топлива управляются заземлением идущего к ним от блока управления провода. Чтоб интерпретировать такой сигнал от лежащего на столе блока, нам понадобятся один диод и один резистор:
Соберём это всё и запустим. И, опять чудо! Стандартный блок управления нам поверил, и на основании всего лишь одного эмулированного датчика — датчика положения распредвала — начал пытаться управлять форсунками!
На самом деле, для получения осмысленной таблицы подачи топлива нам нужно будет начать эмулировать еще и датчик расхода воздуха. Когда мы начнём управлять настоящими форсунками, нам уже не хватит простого транзистора для заземления этого примерно одноамперного соленоида — но всё это детали. Главное — сделать блок управления двигателем с нуля кажется реальным — так что я продолжаю этим заниматься.
Что такое электронный блок управления двигателем?
ЭБУ – электронный блок управления двигателем автомобиля, его другое название – контроллер. Он принимает информацию от многочисленных датчиков, обрабатывает ее по особым алгоритмам и, отталкиваясь от полученных данных, отдает команды исполнительным устройствам системы.
Электронный блок управления является составным звеном бортовой сети автомобиля, он ведет постоянный обмен данными с другими компонентами системы: антиблокировочной системой, автоматической коробкой передач, системами стабилизации и безопасности автомобиля, круиз-контролем, климат-контролем.
Обмен информацией ведется посредством CAN-шины, которая объединяет все электронные и цифровые системы современного автомобиля в одну сеть.
Благодаря такому подходу можно оптимизировать работу двигателя: расход топлива, подачу воздуха, мощность, крутящий момент и др.
Основными функциями ЭБУ являются:
- управление и контроль за впрыском топлива в инжекторных двигателях;
- контроль за зажиганием;
- управление фазами газораспределения;
- регулировка и поддержание температуры в охлаждающей системе двигателя;
- контроль за положением дроссельной заслонки;
- анализ состава выхлопных газов;
- контроль за работой системы рециркуляции отработанных газов.
Кроме того на контроллер поступает информация о положении и частоте вращения коленчатого вала, текущей скорости движения транспортного средства, о напряжении в бортовой сети автомобиля. Также ЭБУ оснащен системой диагностики и в случае обнаружения каких-либо неполадок или сбоев информирует о них владельца посредством кнопки Check-Engine.
Каждая ошибка имеет свой код и эти коды сохраняются на запоминающем устройстве.
При проведении диагностики специалисты подключают к контроллеру через разъем сканирующее устройство, на экран которого выводятся все коды ошибок, а также информация о состоянии двигателя.
Устройство электронного блока управления двигателем.
Контроллер представляет из себя электронную плату с микропроцессором и запоминающим устройством, заключенную в пластиковый или металлический корпус. На корпусе имеются разъемы для подключения к бортовой сети автомобиля и сканирующему устройству. ЭБУ обычно устанавливается либо в подкапотном пространстве, либо в переднем торпедо со стороны пассажира, за бардачком. В инструкции обязательно должно быть указано место расположения контроллера.
Для нормального функционирования в блоке управления применяется несколько типов памяти:
- ППЗУ – программируемое постоянное запоминающие устройство – здесь содержатся основные программы и параметры работы двигателя;
- ОЗУ – оперативная память, используется для обработки всего массива данных, сохранения промежуточных результатов;
- ЭРПЗУ – электрически репрограммируемое запоминающее устройство – применяется для хранения различной временной информации: коды доступа и блокировки, а также считывает информацию о пробеге, времени работы двигателя, расходе топлива.
Программное обеспечение ЭБУ состоит из двух модулей: функционального и контрольного. Первый отвечает за прием данных и их обработку, отправляет импульсы на исполняющие устройства. Контрольный модуль отвечает за корректность входящих сигналов от датчиков и в случае обнаружения каких-либо расхождений с заданными параметрами проводит корректирующие воздействия, либо полностью блокирует работу двигателя.
Внести изменения в программное обеспечение ЭБУ можно только в авторизованных сервисных центрах.
Необходимость в перепрограммировании может возникать при проведении чип-тюнинга двигателя для повышения его мощности и улучшения технических характеристик. Провести данную операцию можно только при наличии сертифицированного программного обеспечения. Однако, производители автомобилей очень неохотно делятся данной информацией, поскольку не в их интересах, чтобы пользователи самостоятельно изменяли настройки.
Ремонт и замена ЭБУ.
Если контроллер выходит из строя или работает некорректно, то прежде всего это отображается в провалах в работе двигателя, а иногда и в полной его блокировке. Check Engine может постоянно высвечивать ошибку, которую невозможно удалить. Основные причины выхода ЭБУ из строя это:
- перегрузка, воздействие короткого замыкания;
- влияние внешних факторов – влага, коррозия, удары, вибрация.
Кроме того любой микропроцессор перегревается, если система охлаждения выходит из строя.
Ремонт, равно как и замена блока управления обойдутся не дешево. Оптимальным вариантом будет приобретение нового блока. Чтобы его подобрать, нужно знать все параметры машины. Важно также правильно произвести настройку. ЭБУ будет нормально функционировать при условии, что на него поступают сигналы от всех датчиков и поддерживается нормальный уровень напряжения в сети.
Замена блока управления двигателем (ECM)
Блок управления двигателем (ECM) обеспечивает мозги двигателя автомобиля. В дополнение к управлению топливной смесью ECM также обеспечивает правильную работу системы управления впрыска и выхлопа, а также множество других систем и датчиков. ECM, важная часть бортового компьютера автомобиля, находится либо в моторном отсеке, либо под одним из передних сидений, в зависимости от модели и марки автомобиля. И иногда выходит из строя, тогда требуется — замена блока управления двигателем.
Имейте ввиду:
- ECU включает в себя печатную плату, содержащую электронные компоненты, такие как процессор и флэш-память. Первоначально автомобиль может страдать только от прерывистых проблем.
- Неисправный ECM может не работать должным образом со временем, пока транспортное средство не перестанет эксплуатироваться.
- Любой тип скачков напряжения в транспортном средстве может потенциально повредить ЭБУ. Это колеблется от повреждения, вызванного неправильным запуском автомобиля в неправильной стартовой модели автомобиля.
Как заменить блок управления двигателя (ECU):
- Аккумуляторная батарея отсоединена. Любые панели доступа или триммеры удаляются для доступа к модулю.
- Соединения модуля управления двигателем отключены и модуль удален. Новый модуль установлен и закреплен. Электрические соединения подключены.
- Батарея снова подключена, и зарядное устройство подключено для поддержания заряда батареи, если это необходимо. Любые отсоединенные фишки или триммеры снова подключаются.
- Модуль управления двигателем запрограммирован для работы с автомобилем прописан/адаптирован.
- Зарядное устройство отсоединено, а автомобиль продиагностирован для правильной работы.
Наша рекомендация:
Владельцам транспортных средств в конечном итоге необходимо заменить неисправный ECM. Первоначально устройство может работать, но со временем может произойти ухудшение характеристик транспортного средства, в том числе большой расход топлива и эффективность, проблемы с автоматической коробкой передач, а также рывок или остановка во время движения. Электик проведет диагностическую проверку системы автомобиля и сообщит владельцу, какие части нуждаются в замене в соответствии с кодом, который дает ECM.
Кроме того, механик проверяет трансмиссионную жидкость, чтобы убедиться, что коробка передач не является проблемной. Некоторые другие проблемные области, которые вызывают неисправность ECM, включают в себя неисправный топливный соленоид, плохое заземление батареи и коррозию проводки, вызванной влажностью, среди других причин. Регулярно проверяя ключевые компоненты автомобиля, владельцы могут поддерживать свои транспортные средства в оптимальном рабочем состоянии, избегая многих из этих проблем. Если индикатор Check Engine остается включенным после его перезагрузки, может потребоваться замена блока управления двигателем ECM.
Какие общие симптомы указывают на необходимость замены блока управления двигателем (ECM)?
- Проверить индикатор неисправности двигателя включен
- Автомобиль не запускается
- Плохая производительность во время движения, в том числе плохо работающий двигатель
- Снижение экономии топлива или эффективности
- Сложность переключения передач или внезапная остановка и подергивание
Насколько важна эта проблема?
Если владельцы автомобилей не заменят неисправный ECM, они могут ожидать, что транспортное средство будет работать плохо, постепенно ухудшаясь, пока транспортное средство не перестанет заводиться и ехать вообще. Владельцам транспортных средств необходимо незамедлительно заменить ECM, чтобы избежать этого. Когда ECM играет такую важную роль в общем правильном функционировании транспортного средства, владельцы должны проверить свое транспортное средство, как только они заметят какие-либо проблемы при эксплуатации авто. Выявленный достаточно рано и замененный, неисправный ECM практически не вызывает никаких последующих проблем.
Электронные блоки управления
Электронные блоки управления
Производим ремонт и продажу электронных блоков управления (по народному «мозги» автомобиля): двигателем, трансмиссией, пневмоподвеской, body control module (основной модуль контроля, связывает по CAN шине все электронные модули автомобиля). Назначение и применение см. на упаковке, в каталогах или в технической документации производителя. Данное изделие может быть установлено только квалифицированным автомехаником. Следовать указаниям производителя по применяемости на автомобилях. Гарантия на оборудование 12 месяцев с даты продажи. У нас вы так-же можете купить различные датчики к системам управления. Инженера-электронщики компании выполняют, программирование (прошивку) (удаления и запись нового или восстановления неисправного файла программного обеспечения (прошивки) процессора блока электронного управления (ЭБУ) грузовых автомобилей и спецтехники. Список имеющихся в продаже ЭБУ постоянно пополняется, наличие уточняйте у менеджера компании по телефону, так-же можно заказать блоки управления, срок доставки до 4х дней. Производим ремонт электронных блоков управления, приборных панелей грузовой и спецтехники следующих моделей: МАЗ, DAF (ДАФ). Доставка в регионы. так-же осуществляем продажу программного обеспечения (прошивок) для контроллеров, эбу грузовых автомобилей и спецтехники
БСК-4 (УБКА) — монтажный блок реле и предохранителей МАЗ
4988820 — блок управления двигателем 6ISBe
4995445 — блок управления двигателем Cummins
0281020075 — ЭБУ ТНВД двигателя Shaanxi
Другие обозначения данного контроллера: 0 281 020 075; 028102075 производитель BOSCH
0281020114 — ЭБУ ТНВД двигателя
Другие обозначения данного контроллера: 0 281 020 114; 0281020114; 45104-1111073-90 производитель BOSCH
0281020112 — ЭБУ ТНВД двигателя Д-245.7е3
Другие обозначения данного контроллера: 0 281 020 112; 0281020112; 245-3763001-03; 245-3763001-04 производитель BOSCH
0281020111 — ЭБУ ТНВД двигателя МАЗ
Другие обозначения данного контроллера: 0 281 020 111; 0281020111 производитель BOSCH
М230.е3 — блок управления МАЗ
Другие обозначения: М230, 8.9023, 8.9023-1, АБИТ.457380.002
0281020090 — блок управления
Другие обозначения 0 281 020 090; 0281020090
ЭПМ 01-30
ООО «Родина» г. Йошкар-Ола
CBCU3-E
TS-1 Комбинация приборов
Наличие и стоимость уточняйте
Элара 69.3801 Комбинация приборов
Наличие и стоимость уточняйте
Рено Магнум E-Tech блок 5010437363
Наличие и стоимость уточняйте
Блок света Volvo FH
Наличие и стоимость уточняйте
ЭБУ ТНВД двигателя Газель Бизнес, Next, Cummins
Наличие и стоимость уточняйте
ЭБУ двигателя SHACMAN euro 4
Наличие и стоимость уточняйте
ЭБУ двигателя DAF 95 XF CF VIC 2 (ВИК 2)
Наличие и стоимость уточняйте
Блок управления ЯМЗ-6565 6585 euro-4 М240
номер блока: 55.3763-01
Наличие и стоимость уточняйте
Другие блоки управления:
- Блок предохранителей DongFeng (Донг Фенг) номера блока: 3722010-C0100 3722010 3722010-С0100 цена 675 руб.
- Блок управления ТНВД двигателя автомобиля МАЗ: 179.3763001-10, 179.3763001-20, 179.3763001-30,
179.3763001-40 - Блок управления двигателя Газель Бизнес евро 4 Микас 12.3 номер: 42164.3763001 цена 6 223 р.
- Модулятор осевой EBS MB Мерседес Актрос (Actros) c 2001 г. номер блока 4801030160
- блок управления двигателем вольво fh12 d12a 380 ec 93 1996 года
- Монтажный блок предохранителей и реле МАЗ 23.3722-01м
- Педаль газа КДБА-453621-008 (применяется в грузовых автомобилях ГАЗ-3309, ГАЗ-3307, (МАЗ Зубренок))
- Датчик педали газа 6543617 (применяется в грузовых автомобилях ГАЗ-3309, ГАЗ-3307, (МАЗ Зубренок))
- Блок управления двигателя MR Mercedes Actros A1104474640
- Реле поворотов и стеклоочистителей Мерседес Актрос A0035446132 0035446132
- Блок управления Mercedes 2524 BOSCH 0265150323 0004461714
- Блок управления М20.2-820.53-260-1, М20-21
- Блок управления ТНВД Двигателя FAW 1041, 1051; BAW 1044, 1065; EDC16C39 номер 360111555D
- Генератор МАЗ с двигателем ЯМЗ-650 номера AAN8172; 5340.3701010; 11.204.260
- Жгут электропроводки системы электронного управления (ЭБУ) ТНВД двигателя с блоком управления М230.е3
20 Comments
Интересует эбу бош 0 281 020 069 для нормет двигатель дойтц цена вопроса срок
Для указанной техники Normet блоков управления у нас нет. Можно, как вариант, попробовать блок с идентичным номером 0281020069, который используется в двигателе Deutz МАЗ-4370. Но вопрос совместительства программного обеспечения неизвестен.
Интересует перепрошивка мозгов на Рено Магнум ,2003г,е-течь.
для чего вам прошивать блок на магнум?
вы диагностируете дв deutz МАЗ 4370
Да мы производим диагностику грузовых автомобилей МАЗ с двигателем Дойтц
Электронный блок управления ECU производит постоянный обмен потоками данных не только с двигателем и его датчиками, но и с множеством других электронных систем.
Сколько стоят мозги на лиаз 5292?
Здравствуйте. Напишите номер блока
Доброго дня. Есть ли у Вас распиновка блока управления двигателем (ЭБУ) М20.21 (М20.2) ?
Здравствуйте. К сожалению по такому блоку не сможем помощь
Здравствуйте ЭБУ вышел из строя на что смотреть в первую очередь
Здравствуйте. Какой блок управления вышел из строя? нужно менять или попытаться отремонтировать
Здравствуйте, интересует эбу 612640080004 shacman , цена и наличие
Здравствуйте. Указанного блока управления в текущее время нет в наличии. Возможно завоз будет в течении месяца
ищу электронный блок управления для фольксваген 2005г бензин объем 1,8
Здравствуйте. В данное время занимаемся блоками управления только на грузовые и спецтехнику
Здравствуйте. Интересует ЭБУ МКС104392 на фрилендер 1999.
Продам блок эбу КамАЗ евро3 есть три электронные педали недорого
Добавить комментарий Отменить ответ
Наши специалисты с многолетним опытом
Точные диагносты по грузовым автомобилям и спецтехнике
Высококвалифицированные инженеры-электронщики по ремонту блоков управления
Грамотные и трудолюбивые автоэлектрики по ремонту электрооборудования
Оперативный выезд
Выезд специалиста осуществляем срочно с момента принятия заказа не более 15 минут
Сеть Станций Технического Обслуживания
Наши сервисы находятся на Западе Москвы и в Московской области в городе Электросталь
Блок управления двигателя: устройство, неисправности и диагностика
Одним из важнейших элементов практически всех современных двигателей является электронный блок управления. Это название довольно длинное, так что его сокращают до ЭБУ двигателя. Блок имеет сложное устройство, а его производством занимается ограниченное число фирм. По факту, они же владеют патентами и ограничивают деятельность других фирм, но это уже другой вопрос. Грамотному автолюбителю стоит разбираться в том, что представляет собой ЭБУ двигателя, какое место в структуре автомобильных систем он занимает, какие элементы ему подконтрольны и по каким причинам он может выйти из строя. Обо всем этом – в материале Avto.pro.
Важная ремарка
Сразу отметим, что под ЭБУ понимают вообще все встраиваемые системы, которые получают управляющие сигналы от одной или сразу нескольких систем и подсистем автомобиля. Звучит довольно сложно, так что попробуем разобраться. К примеру, в большинстве автотранспортных средств используются такие управляющие системы и подсистемы:
- Контроллер ЭСУД. Часто его называют просто контроллером системы управления ДВС;
- ECM. Тот самый модуль управления двигателем;
- ECU. Еще один электронный блок управления, однако этим сокращением принято обозначать основу всех электронных управляющих систем автомобиля.
И снова мы возвращаемся к термину ЭБУ и его, если можно так выразиться, универсальности. В действительно встроенных управляющих систем много: непосредственно электронных блок управления двигателем (является наиболее распространенным), центральный блок управления, главный электронный модуль, центральный модуль синхронизации, объединенный моторно-трансмиссионный блок управления, модуль управления подвеской, блок управления тормозной системой, контролер кузова. И это лишь часть возможных вариантов . Часто все системы объединяют под одним термином «компьютер автомобиля». Однако важно понимать, что:
- Электронная управляющая система состоит из множества блоков и модулей;
- Каждый блок и модуль является специализированным и не может взять на себя задачи другого блока и модуля.
Основным и наиболее часто встречающимся блоком управления является ЭБУ двигателя . Не совсем правильно будет называть его самым важным, но по факту он контролирует работу силового агрегата, а значит, от его работоспособности зависит очень многое. Например, он считывает и оптимизирует ряд важнейших параметров автомобиля: крутящий момент, состав выхлопных газов, мощность, расходник топлива. В тандеме с ЭБУ двигателя работает целая плеяда датчиков. Далее мы будем рассматривать именно ЭБУ двигателя, а обозначать его будем просто как ЭБУ. И еще раз напоминаем: электронных блоков много, однако в рамках данного материала для простоты мы будет обозначать управляющий элемент двигателя как ЭБУ.
Подробнее об устройстве ЭБУ
Электронный блок управления, иначе называемый контроллером, а в народе «мозгами» двигателя, устроен довольно сложно. Внешне это относительно небольшой блок с металлическим корпусом , но все самое интересное скрыто внутри. Блок управления включает в себя такие элементы:
- Процессорная часть, иначе называемая микроЭВМ;
- Элементы, формирующие сигналы, иначе входные и выходные формирователи;
- Источник питания;
- Многополюсный штекерный разъем.
Как читатель наверняка знает, ЭБУ работает в тандеме со множеством датчиков. Вот несколько примеров: датчик положения дроссельной заслонки, датчик массового расхода воздуха, датчик детонации. Практически всем этим датчикам посвящены отдельные материалы раздела « Полезные советы » на Avto.pro – советуем ознакомиться с ними. А мы продолжим разбор ЭБУ.
Как устроена процессорная часть
Основой процессорной части ЭБУ является однокристальная микроЭВМ (микро электронно-вычислительная машина). По сути, это есть тот самый «мозг» электронного блока управления двигателя. По современным меркам микроЭВМ устроен довольно просто. Дело в том, что ключевые его элементы входят в структуру, которая умещается на одном кристалле (чипе). Важным моментом в описании микроЭВМ является его разрядность . Разрядностью называют количество бит информации, оперировать с которыми будет микропроцессор. МикроЭВМ бывают 8-, 16- и 32-разрядными. Сами устройства включают в себя:
- Центральный процесс;
- Постоянное запоминающее устройство (сокр. ПЗУ);
- Аналогово-цифровой преобразователь (сокр. АЦП);
- Оперативное запоминающее устройство (сокр. ОЗУ);
- Порты ввода и вывода;
- Генератор тактовой частоты;
- Таймеры, иначе называемые счетчиками.
Можно провести параллель между современным компьютером и процессорной частью ЭБУ. По факту, в ЭБУ объединяется ряд компонентов, которые в системных блок персональных компьютеров и ноутбуков идут отдельно друг от друга, но объединяются материнской платой. Здесь есть интересные особенности, но их мы рассматривать не будем – автолюбителю важно понимать, что принципиальные схемы современных электронно-вычислительных машин очень похожи друг на друга.
Центральный процессор ЭБУ подбирает команды и данные из памяти и производит различные операции над этими данными. Кроме того, он управляет сигналами, проходящими через внутреннюю шину адреса и данных. Постоянное запоминающее устройство – это то место, где хранятся программы и данные. Информация имеет вид констант. Сама же программа записывается в виде машинных кодов микроЭВМ. Данные представляют собой калибровочные таблицы констант , участвующих в процессе расчетов. Данные из таблиц могут быть выбраны и в качестве управляющих параметров. Что интересно, данные в ПЗУ хранятся неограничено долго. Оперативное запоминающее устройство берет на себя задачу хранения данных, которые могут измениться. Например, промежуточных результатов вычислений или же значений, получаемых от датчиков. Хранить информацию ОЗУ может в течение ограниченного промежутка времени – она стирается после отключения питания.
Тандем центральный процессор – ПЗУ – ОЗУ является ключевым для ЭБУ. Если говорить по-простому, именно этот тандем выделяет данные и параметры, обсчитывает их, запоминает и отдает команды. К этому тандему также можно отнести так называемые энергонезависимые ОЗУ . Они питаются от аккумуляторной батареи напрямую. Такая память может записать данные и хранить их очень долго. Пока аккумулятор не потеряет накопленную энергию вследствие саморазряда, энергонезависимые ОЗУ продолжат хранить данные.
Важным элементом ЭБУ является аналогово-цифровой преобразователь. Дело в том, что однокристальные микроЭВМ могут работать только с цифровыми сигналам. В АЦП аналоговый сигнал преобразуется в цифровой код. Порты ввода и вывода, как несложно догадаться из их названия, служат для получения и считывания входных сигналов и передачи выходных сигналов и информации. Таймером же называют устройство, которое служит как для измерения интервалов времени , так и подсчета числа событий . Генератор тактовой частоты призван синхронизировать работы всей системы за счет выработки тактовых импульсов. От точности работы генератора будет зависеть точность измерения интервалов времени.
Как работают формирователи входных и выходных сигналов
Как уже было указано, в ЭБУ нет смысла, если к нему не подключены датчики. Именно они измеряют физические параметры, преобразовывают результаты измерений в электрический сигнал и далее направляют его блок управления. Сигнал от датчика проходит формирователь, в котором от усиливается или ослабляется – это называется согласованием уровней . Входные формирователи также защищают ЭБУ он перенапряжения. Формирователи работают с такими сигналами:
- Аналоговые;
- Дискретные;
- Частотные.
Формирователи делятся на подтипы в зависимости от того, с какими сигналами они работают. Это связано с тем, что разные типы сигналов имеют различные параметры. Вот например: