Ваз 2101 копейка
Ваз 2101 копейка
ВАЗ-2101 — легендарная «Копейка»
В следующем году ВАЗ-2101 отпразднует свой 50-летний юбилей с момента появления. За прошедшее время «копейка» утвердилась в статусе главной машины Советского Союза. Не зря же именно ВАЗ-2101 в 2000 году по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем», признали автомобилем 20-го века.
Содержание
Двигатель ВАЗ-2101 и техническая начинка
Думаю, ни для кого не секрет, что ВАЗ-2101 имеет иностранные корни. Он был создан по лицензии Fiat 124 – успешного «итальянца», который был признан автомобилем года в 1967. Но лицензия не значит полное копирование. Хотя поначалу в СССР надеялись, что называется, обойтись малой кровью. Первые «Фиаты» прибыли в Советский Союз в 1966 году. А тестировать их принялись на Дмитровском полигоне. Но «итальянцев» хватило буквально на пять тысяч километров пробега, после чего машины начали рассыпаться в прямом смысле этого слова. На местах соединений крыши и стоек появились трещины, лопались картеры задних мостов, резиновые буферы передней подвески «умерли».
Но главный ад для «Фиатов» наступил зимой. Песок и соль на дорогах уничтожили тормозные колодки задних дисковых тормозов вплоть до металла буквально за пару-тройку сотен километров. Те испытания наглядно показали, что иномарки нуждаются в комплексной адаптации под суровые советские реалии. За четыре года совместной работы советские и итальянские конструкторы внесли в автомобиль (только представьте) порядка 800 изменений! Так что, ВАЗ-2101 и Fiat 124 отличались по технической начинке очень сильно.
Не обошли вниманием инженеры и силовой агрегат. «Исходник» являлся архаичным с распредвалом, расположенном в блоке цилиндров. Советские специалисты были этим недовольны и утверждали о необходимости верхнего расположения распределительного вала. Итальянцы согласились. Таким образом, будущая советская «копейка» получили и более современный силовой агрегат (карбюраторный, 1,-2литра рабочего объема мощностью 64 л.с.), и усиленный кузов, и барабанные задние тормоза, и увеличенный клиренс, и много чего еще.
К адаптации автомобиля относились со всей серьезностью, ведь ему отводилась роль самого главного легкового автомобиля во всем Союзе. И на ошибку у конструкторов и инженеров не было права. Именно поэтому ВАЗ-2101 был гораздо теплее и устойчивее на зимних дорогах, по сравнению с остальными представителями советского автопрома. А двигатель «копейки» без проблем заводился даже в сильные морозы. Адаптация прошла успешно.
Конкуренты
Естественно, появление «копейки» вызвало большой общественный резонанс. Автомобиль незамедлительно начали сравнивать с главным конкурентом — АЗЛК-412. Да, “Москвич” был не таким комфортным, тихим и теплым, но зато он спокойно «проглатывал» ухабы и неровности. Плюсов ему добавлял и защищенный передней балкой картер силового агрегата. Но «копейка» была заметно легче и лучше управлялась, а ее пружинная задняя подвеска была более комфортной, нежели рессоры у «четыреста двенадцатого». Но оставались проблемы с кузовом. Даже несмотря на многочисленные изменения, он являлся довольно нежным и чувствительным. Поэтому автомобилю настойчиво не рекомендовали быструю езду по плохим дорогам и сильного перегруза. Но самой главной проблемой «копейки» являлся ее двигатель, а точнее, его распредвал. Его ресурса крайне редко хватало даже на сто тысяч километров пробега. Сложность конструкции сказала свое веское слово.
Первое время владельцев «Жигулей» и «Москвичей» удивлял тот факт, что «копейка», в отличие от конкурента, не способна «переварить» 76-й бензин и масла низких сортов. Точнее, ВАЗ-2101 «переваривал», но недолго и заканчивалось серьезными поломками. Для нормальной работы русскому «Фиату» требовалось все самое лучшее, в том числе и 93-й бензин, и антифриз («Москвич» довольствовался водой).
Первые шесть «копеек» сошли с конвейера 19 апреля 1970 года. К концу же года завод выпустил более 21 тысячи машин. И пошло-поехало. В 1972 завод выдал 172 175 машин, а в 1973 — 379 007 экземпляров!
Lada-1200
Привлекательность автомобиля для рядовых советских граждан была обусловлена и тем, что ВАЗ-2101 стал первой «иномаркой» допущенной до массовой продажи. Купить ее мог любой, были бы деньги. Массовость возникла не просто так. Дело в том, что СССР хотел за счет переделанного «итальянца» получить поток валюты в казну. Соответственно, наряду с машинами, предназначенными для внутреннего рынка, стали собирать «копейки» на экспорт. И чтобы не ударить в грязь лицом за границей, машины проходили несколько десятков самых разнообразных проверок(к авто для граждан СССР относились гораздо проще).
Экспортные машины получили название «Лада» и были вполне конкурентоспособными в Европе. По качеству они не уступали исходному «Фиату», но стоили дешевле. Сначала «копейку» запустили на рынки стран соцблока. Успех пришел быстро. Местные «Трабанты», «Вартбурги» и «Шкоды» не смогли навязать достойную конкуренцию. И в 1974 году ВАЗ-2101 отправился покорять и капиталистические страны. К тому времени Fiat 124 уже был на пенсии, поэтому конфликта интересов не получилось. Известно, что в 1975 году волжское предприятие отправило на экспорт порядка 300 000 машин! Причем они разошлись не только по Европе. «Копейка» (экспортная модель получила название Lada-1200) «наследила» в Новой Зеландии, Боливии, Перу, а также некоторых других странах Латинской Америки. А для Англии машины изготовлялись с правым расположением руля.
К концу 70-х годов ВАЗ-2101 стал уже устаревшим. И падение спроса не спасала даже низкая цена, поэтому Волжское предприятие отказалось от экспорта. А в 1983 году «копейку» сняли с производства и в СССР. ВАЗ-2101 послужил «плацдармом» для многочисленных моделей: ВАЗ-21011, ВАЗ-21013, ВАЗ-21015 «Карат», ВАЗ-2101 пикап и многих других. Главные отличия от «исходника» заключались в немного модернизированном внешнем облике и других моторах.
Несмотря на существенное количество недостатков, ВАЗ-2101 стал знаковым автомобилем для всего Советского Союза. Именно «копейка» показала советским гражданам, что машина может быть комфортной и надежной, если к ней относиться с уважением. А сейчас, спустя много лет, ВАЗ-2101 воспринимается как один из главных автомобильных символов СССР, наряду с «Победой» и «Волгой».
«Копейка»: ВАЗ-2101
«Жигули» ВАЗ 2101 (1970-1988): технические характеристики и цены. Обзор «классического седана» с фотографиями.
Заднеприводный седан малого класса и, по совместительству «первенец» Волжского автозавода – ВАЗ-2101 – «появился на свет» 19 апреля 1970 года – именно тогда с конвейера тольяттинского предприятия сошли первые шесть экземпляров новоиспеченной модели…
Но ее история началась куда раньше – еще в 1966-м Министерство автомобильной промышленности СССР подписало генеральное соглашение с компанией Fiat, позаимствовав у них четырехдверку Fiat 124 для своей «копейки». Правда, перевоплотившись в ВАЗ-2101, итальянский «донор» подвергся значительным изменениям: ему доработали экстерьер и интерьер, отделили новые моторы, увеличили клиренс, усилили подвеску и кузов, а также внесли массу других «правок».
В 1974 году дебютировала модель ВАЗ-21011, которая (по сравнению с базовым «собратом») получила подправленную внешность, более удобный салон и двигатель увеличенного (до 1.3 литра) объема.
«Жизненный» цикл трехобъемника продолжался до 1988-го, и за этот период он разошелся в количестве свыше 2.7 миллионов штук.
Снаружи ВАЗ-2101 обладает весьма симпатичным, лаконичным и сбалансированным, но устаревшим (по современным меркам) обликом, в котором отсутствуют какие-либо запоминающиеся дизайнерские ходы.
Дружелюбный передок с круглыми фарами-глазами, между которыми «прописалась» решетка радиатора, и хромированной «балкой» бампера, классический трехобъемный силуэт с высокой линией крыши, плоскими боками и длинным «отростком» багажника, незатейливая корма с узкими фонарями и аккуратным бампером – экстерьер автомобиля прост и непримечателен.
По своим габаритам «копейка» относится к «B-сословию» (по европейской классификации): в длину она вытянута на 4043 мм, в ширину достигает 1611 мм, в высоту не превышает 1440 мм. База колес занимает у четырехдверки 2424 мм, а ее дорожный просвет насчитывает 170 мм.
В снаряженном виде машина весит как минимум 955 кг, а ее полная масса равняется 1355 кг.
Интерьер ВАЗ-2101 оформлен в полном соответствии с внешним видом – смотрится он скромно по всем фронтам, но при этом отличается неплохо продуманной эргономикой. Крупный двухспицевый руль с тонюсеньким ободом, предельно простая комбинация приборов, предоставляющая лишь необходимый минимум информации, крайне сдержанная передняя панель с круглыми дефлекторами вентиляции, двумя «ползунками» отопительной системы, пепельницей и радиоприемником – по современным меркам убранство седана устарело целиком и полностью.
Формально салон «копейки» имеет пятиместную компоновку, однако на втором ряду смогут усесться лишь два человека, да и они не ощутят переизбыток свободного пространства. И спереди, и сзади автомобиль снабжен аморфными сиденьями без подголовников, которые обладают плоским профилем (даже без намека на боковую поддержку) и мягким наполнителем.
Багажник у ВАЗ-2101 – аскетичный: у него замысловатая форма, и практически везде наблюдается неприкрытый металл. Объем грузового отделения у четырехдверки составляет 325 литров, но это с учетом полноразмерного запасного колеса, которое закреплено внутри по левому борту.
Советский седан предлагается с двумя четырехцилиндровыми бензиновыми «атмосферниками» с вертикальной компоновкой, верхним распредвалом, карбюраторным впрыском горючего и 8-клапанным строением ГРМ:
- ВАЗ-2101 (Lada-1200) оснащается мотором рабочим объемом 1.2 литра, который генерирует 64 лошадиные силы при 5600 об/минуту и 89 Нм вращающего потенциала при 3400 об/минуту.
- ВАЗ-21011 (Lada-1300) приводится в движение 1.3-литровым двигателем, развивающим 69 л.с. при 5600 об/минуту и 96 Нм крутящего момента при 3400 об/минуту.
По умолчанию трехобъемник комплектуется 4-ступенчатой «ручной» коробкой передач и ведущими колесами задней оси.
С места до 100 км/ч автомобиль разгоняется по истечению 18-22 секунд, а его максимальные возможности «упираются» в 140-145 км/ч.
В комбинированном режиме движения четырехдверка потребляет от 8.2 до 9.2 литров горючего на каждую «сотню» в зависимости от модификации.
В основе ВАЗ-2101 находится заднеприводная «тележка», позаимствованная у модели Fiat 124, которая подразумевает продольное расположение силовой установки в передней части и наличие несущего стального кузова.
Спереди седан снабжен независимой подвеской на сдвоенных поперечных рычагах с телескопическими амортизаторами, витыми пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости, а сзади – зависимой конструкцией с жесткой балкой, прикрепленной к остову одной поперечной и четырьмя продольными штангами. Автомобиль оборудован рулевым механизмом с двухгребневым роликом и глобоидальным «червяком», а также тормозной системой с дисковыми передними и барабанными задними устройствами.
На вторичном рынке России в 2018 году ВАЗ-2101 можно приобрести по цене от
15 тысяч рублей, однако стоимость некоторых экземпляров (близких к оригинальному состоянию) может доходить и до миллиона рублей.
Среди достоинств седана владельцы обычно выделяют: простую и надежную конструкцию, высокую ремонтопригодность, доступное содержание, в меру тяговитые двигатели, большой дорожный просвет, хороший уровень сборки, неприхотливость к качеству топлива и многое другое.
Хватает у автомобиля и недостатков: устаревшая техническая «начинка», невысокие динамические и скоростные характеристики, низкий уровень безопасности и прочие моменты.
ВАЗ 2101 “Жигули” — первый вариант знаменитого автомобиля
Автомобили
ВАЗ 2101 — автомобиль производившийся в СССР, тип кузова седан. Производился на автозаводе “ВАЗ” в Тольятти с 1970 по 1988 года.
На базе именно этой модели была создана “классика” автомобилей марки ВАЗ. За время выпуска данной модели было построено и сдано в эксплуатацию свыше 4.85 миллиона авто.
История создания
В 1966 году итальянский автопроизводитель “Fiat” и советский “Внешторг” подписали соглашение о сотрудничестве. В рамках соглашения было принято начало строительства завода на территории Советского Союза.
ВАЗ-2101, или «Копейка» в стандартном варианте, без модификаций
Прародителем будущего авто стал Fiat 124,ставший в 1967 году “Автомобилем года”. Во время проверки на пригодность прототипа на дорогах СССР, был выявлен ряд технических недостатков, а именно:
- ненадежность кузова;
- ненадежность тормозной системы;
- малый дорожный просвет;
- отсутствие буксировочных крюков.
Сотрудничество с советским автозаводом было полезно и для итальянского автопроизводителя, они получили сведения об эксплуатации выпускаемых ими автомобилей в условиях близких к экстремальным.
Модификация автомобиля 1970 года
За 1970 год было произведено 21 530 авто, в 1971 году 172 175, производственный пик наступил в 1973 году, с конвейера сошло 379 007 автомобилей.
Модификации «Жигулей» 2101
ВАЗ 21011
По большей части в этом автомобиле был изменён кузов. Модель оснащалась другой решеткой радиатора. Под радиаторной решеткой располагались отверстия для лучшего притока воздуха к радиатору.
Вместо “клыков” на бамперах появились резиновые накладки. Задние катафоты переместились на фары. В салоне были заменены передние сиденья, изменилась подложка спидометра. Помимо этого в данную модификацию устанавливался мотор с большей мощностью (69 л.с. рабочий объем 1.3 л.).
ВАЗ 21011 пикап
На автозаводе в Тольятти машины с бракованными кузовами переделывали в пикапы. У таких авто срезали часть крыши. За передним рядом сидений находилась стенка, отделяющая салон от грузового отсека.
Модификация ВАЗ-2101 пикап
Для увеличения прочности кузова дверные проемы сзади, которые попросту стали лишними, заваривали. Такой пикап мог перевозить груз весом 250 — 300 кг.
Другие модификации
ВАЗ 21018 . Устанавливался односекционный роторный двигатель, мощностью 70 л.с.
ВАЗ 21019 . Устанавливался двухсекционный роторный двигатель, мощностью 130 л.с.
ВАЗ 2102 . Модель с кузовом универсал. Оснащался усиленными пружинами и амортизаторами.
ВАЗ 2103 . “ Люксовый ” вариант ВАЗ 2101. Двигатель, обладающий большей мощностью, имел другое оснащение салона и багажника по сравнению со всеми модификациями.
“Копейка” в автоспорте
Дебютировала модель в 1971 году на зимнем раллийном чемпионате СССР, проводившемся в Риге.В том же году, осенью, машины ВАЗ представляли свою страну на интернациональном первенстве. Три экипажа из СССР принимали участие в “ Тур Европы-71 ”, суммарная длительность маршрута составляла 14.000 километров.
Модификация «Копейки» во время «Тур Европы-71»
По итогам марафона, команда “ ВАЗ — Автоэкспорт ” заняла второе место в командном зачете, также советские гонщики заняли призовые места и в личном первенстве. В таком же марафоне 1973 года советские пилоты завоевали сразу золотой и серебряный кубок.
В качестве спортивного болида модель АвтоВАЗа пользовалась популярностью и за пределами страны, в Великобритании в 80-х годах проводился “ Lada Challenge ”. В октябре 2004 года “копейка” участвовала в автогонке ретро машин, которая проходила на всемирно известной гоночной трассе “ Нюрбургринг ”.
Лада 2101 − между прошлым и будущим
Этот седан был мечтой каждого советского автомобилиста. Он сочетал в себе не только привлекательный дизайн, но и неплохие ездовые свойства. Кроме того, «копейка» стала первым автомобилем Волжского автозавода, который заложил основу для будущих моделей предприятия.
ВАЗ 2101 начал производиться в 1970 году и сошел со сборочной линии только в 1986 году. Основоположником советского седана стал Fiat 124. От «итальянца» позаимствована платформа и некоторые дизайнерские решения кузова, а также салона.
В то же время, подвеска была серьезно переработана, равно как и система тормозов − под суровые климатические условия, с целью повышения надежности данных узлов и компонентов.
Передняя подвеска выполнена многорычажной, тогда как на задней оси установлена полузависимая балка на торсионных элементах. Дисковые тормоза − только спереди. Задние колеса останавливаются барабанами.
Лада 2101 была доступна для покупателя в двух модификациях, которые имеют различные технические характеристики:
- 2101. Оснащается мотором 1.2 литра мощностью 64 лошадиные силы, который трудится вкупе с четырехскоростной механической трансмиссией.
- 21011. Такая «Копейка» имеет улучшенный дизайн кузова, а также дополнительные внутренние удобства. Под капотом расположился двигатель 1.3 литра, развивающий 69 сил. Он укомплектован 4МКП.
- 21013. Версия поздних лет выпуска. Приводится в движение установкой 1.2 литра (64 «лошади»)
Новая «Копейка» Ваз 2101
Примечательно то, что не забывают про ВАЗ 2101 и в наши дни. Например, на мощностях тольяттинского автогиганта в период с 1 по 19 апреля 2016 года была произведена лимитированная партия «копейки», тираж которой составил символические 124 единицы модели.
Новая классика могла быть куплена только тем, кто владел на тот момент точно такой же машиной.
Кроме того, АвтоВАЗ планировал возродить модель 2101 в новом образе и даже распространил по интернету официальные рендеры прототипа будущей классики.
Дебют машины был намечен на 2017 год. Однако, вскоре руководство марки отказалось от такой идеи и проект закрылся, так и не успев получить развитие.
Народное мнение
Несмотря на то, что «Копейка» уже давно не выпускается, в народе она до сих пор пользуется почетом и уважением.
Отзывы говорят о том, что многие отмечают комфортный салон с высоким качеством сборки, а также отличные ездовые свойства данной модели. Двигатели обладают неплохим ресурсом, непривередливы к топливу, а подвеска стойко переносит разбитые дороги.
Широко распространен и тюнинг. Так, для повышения мощностного потенциала двигателя и его лучшей тяговитости умельцы растачивают цилиндры, меняют карбюратор на более производительный, а также устанавливают распределительные валы с иным профилем кулачков.
Более подробная информация о доработка отечественного седана изложена в фото, видео, которые выложены на тематических интернет-ресурсах.
Рыночная стоимость
Авто | Цена (рублевая) |
ВАЗ 2101 | от 10 тис. до 2,3 миллионов |
Тест-драйв
Ничего лишнего
Дизайн «Копейки» лаконичен, в то же время сам кузов обладает некоторой стремительностью. Скромные внешние габариты умело замаскированы грамотной компоновкой оптики головного освещения, длинными капотом и багажником, а также накладными бамперами. Обилие хромированных элементов (решетка радиатора, бамперы, боковые зеркала) придает отечественному седану респектабельности.
С намеком на большее
Салон собран добротно − панели подогнаны аккуратно и без зазоров, а при движении ничего не скрипит. Похвально и качество материалов отделки. А именно, пластик податлив на ощупь, псевдокожа, которой обиты сиденья, дверные карты не склонна затираться и легко чистится.
Приборный щиток предельно информативен − контрольные лампы находятся в зоне видимости и достаточно крупные. Спидометр, указатели уровня топлива/охлаждающей жидкости за счет крупной оцифровки также отлично читаются, к тому же выглядят симпатично.
По центру торпедо расположился блок климатической установки, которая регулируется посредством ползунков. Рядом с «печкой» − вместительная пепельница.
Передние кресла с плоским профилем, отсутствующей боковой поддержкой не обеспечивают должной фиксации тела. Однако, их площадь подушки оптимальна для крупных людей, а отсутствие профиля компенсируется в дальней дороге разумной мягкостью.
Задний диван по ширине комфортен даже для трех человек, но для коленей пространства очень мало − комфортно будет только пассажиру, ростом не более 165 сантиметров. Объем багажника равен 325 литрам, но пользоваться им не очень удобно из-за больших петел крышки кузова, выпуклых колесных арок.
Разумный компромисс
Возможностей базового мотора 1.2 литра для седана, масса которого равна 955 килограммам, вполне хватает. Безусловно, динамика по современным меркам далека от идеала, но сам двигатель удобен в управлении.
Уверенно трогаться с места позволяет хорошая тяга на низких оборотах, а на средних уже можно активно маневрировать в общем потоке за счет обострения реакции педали акселератора. Передаточные числа трансмиссии подобраны неплохо, но ее избирательность посредственная.
Рулевое управление вполне информативно и послушно при движении до 80 километров в час. Если двигаться с более высокой скоростью, то нужно быть готовым к нестабильной курсовой устойчивости − она проявляется в рыскании машины по дороге. При этом руль начинает ощутимо люфтить, а также теряет большую часть своей информативности.
Длинноходная подвеска допускает существенные крены, раскачку. Зато, она способна играючи отрабатывать даже крупные дорожные выбоины. Плавность хода в большинстве случаев остается высокой, впрочем, звук работы шасси может показаться навязчивым.
ВАЗ 2101 «Копейка». Автомобиль – эпоха в СССР
Об этой машине можно много чего написать, но в то же время… о ней и так все знают. Еще бы, ведь в своё время «копейка» была машиной – мечтой для десятков миллионов советских автовладельцев, как тех, кто уже ездил на других автомобилях, прежде всего старых Москвичах, Запорожцах, «Победах», так и тех кто мечтал впервые сесть за руль новой «советской иномарки», ведь «копейка» в своё время, как потомок итальянского Фиата привнесла в советский автопром множество новшеств.
Шли годы, одна эпоха сменила другую, «Копейка» перестала быть автомобилем мечтой, но для многих людей моего возраста, кому от 30 до 40 лет сейчас, она стала первой машиной, первой собственной машиной с которой связано множество воспоминаний, ну а найти человека, который ни разу бы не ездил на этой машине, я уверен, в нашей стране, просто невозможно. Если Москвич 412 и его многочисленные рестайлинги можно назвать народными автомобилем в СССР, то «Копейка», без всяких сомнений, автомобиль – эпоха, ведь для её выпуска пришлось строить гигантский автозавод.
Интересный факт. Городов – претендентов на строительство автозавода было несколько – Ярославль, Горький, Белгород, Минск, и даже город спутник Киева – Бровары. Города определялись по соответствию ряду требований – хорошо развитой транспортной инфраструктурой, близости к источникам большого количества строительных материалов, и наличию в регионе уже действующих машиностроительных заводов, в таких городах уровень осведомлённости народа к технике повыше, следовательно, проще проводить кадровую подготовку. Но победителем конкурса на строительство автогиганта стал Ставрополь-на-Волге, позже переименованный в Тольятти, в честь тогдашнего генсекаитальянской компартии Пальмиро Тольятти. Во многом появление ВАЗа обязано именно хорошим дружеским отношениям советской партийной элиты с итальянскими коммунистами.
Выбор в пользу Фиата произошел по ряду многих причин, и дружба советских коммунистов с итальянскими — лишь одна из них. Фиат предложил более выгодные, по сравнению с французами условия, а сам предшественник «Копейки», FIAT-124 стал в 1966 году автомобилем года в Европе. Стройка автозавода началась в 1967 году и шла ударными темпами, вместо плановых шести лет завод возвели за три года.
Для конца 60-х годов FIAT-124 был машиной вполне современной, а в чем-то даже и передовой. Вот только задний привод, в те времена когда в Европе продвинутым считался передний, да двигатель с нижним положением распредвала выдавали в машине старую добрую классику. Но в первозданном виде FIAT на Волжском автозаводе в производство не пошел, несмотря на сильное внешнее сходство машин, у «Жигулей» от своего итальянского предшественника множество отличий.
Пока строился завод, итальянские машины проходили испытания на выносливость в СССР, в разных дорожных условиях, в разных климатических зонах от Крыма до Воркуты, правда, ехали они в такую даль не своим ходом, а на поезде. Итальянские машины не выдерживали испытаний, сыпалисьуже после 5 тыс. километров наших дорог и направлений, и по результатам испытаний в конструкцию «Копейки» было внесено множество изменений. Значительное количество изменений было внесено в конструкцию кузова, его пришлось усиливать во множестве мест, изначально ведь FIAT-124 разрабатывался с расчётом на европейские дороги, а не на наши реалии.
Изменения коснулись подвески, на Фиате сзади амортизаторы были внутри пружин, усилили шаровые опоры, диаметр диска сцепления был увеличен с 182 до 220 мм, к сожалению, задние дисковые тормоза уступили место более простым и неприхотливых в наших условиях барабанным. Следует, впрочем, отметить, что на Фиате с задними дисковыми тормозами тоже поспешили, они хоть и были эффективнее барабанных но требовали большего внимания и частого обслуживания, и некоторое время последующие модели Фиатов сходили с конвейера с барабанными задними тормозами. Редуктор заднего моста и коробка передач так же подверглись изменениям. Серьёзным изменениям подвергся двигатель, распредвал переместился в головку блока, были изменены система смазки, система охлаждения. В сумме, в конструкцию FIAT-124 было внесено около 800 изменений, перед тем как он стал привычной нам машиной, «Жигулями», «копейкой». Над внесением изменений в конструкцию работали итальянские инженеры.
С 1966 по 1970 год было собрано 35 различных образцов автомобиля, для проведения всесторонний испытаний. Пока строился завод, предсерийные образцы «копейки» намотали по советским дорогам и бездорожьям 2.5 миллиона километров.
Серийное производство «копейки» началось 19 апреля 1970 года. Выйдя из ворот нового автозавода, новый автомобиль произвел настоящий фурор на советском авторынке. Машина была динамичная, несмотря на относительно небольшую мощность 1.2 литрового двигателя в 62 л.с. Машина была элегантна, пробуждала интерес даже у прекрасной половины, мотивируя её представительниц идти в автошколу, если конечно у семьи была возможность приобрести этот ставший вмиг популярным и дефицитным автомобиль. Машина подарила советским автовладельцам доселе невиданное удобство – зимой не нужно было сливать из системы охлаждения воду при простое машины, в системе охлаждения был антифриз, известный нам под торговой маркой «Тосол». А еще, «копейка» подарила советскому автолюбителю автосервис. Создание сети СТО для обслуживания автомобилей было одним из основных требований итальянцев, согласно контракта. В общем, без каких либо преувеличений, с появлением «копейки» у советских автовладельцев началась новая эпоха…
Технические характеристики и устройство ВАЗ-2101, я думаю, описывать нет смысла. Их многие уз нас узнали на собственном опыте, с гаечными ключами в руках, познавая тонкости автомеханики. Много нареканий вызывает рулевое управление, оно очень простое – червячно-роликовый редуктор, лишенный каких либо усилителей, и поворот руля на вазовской классике требует немалых усилий. Но причина тугого руля кроется не только в конструкции редуктора.
С завода «копейка» шла на узкой резине 155 R13, это штатные, родные для «Лады» колёса. И при этом диаметр рулевого колеса был немаленький. Сейчас же всё с точностью до наоборот, стандартной для вазовской классики считается 175 R13, а руль ставят «спортивный», малого диаметра. Вот из-за этого и тяжело рулить, особенно когда машина стоит на месте. Включение передач четырёхступенчатой механической коробки отличается четкостью даже по прошествии многих лет и десятков тысяч километров пробега, чего увы, нельзя сказать о «Москвичах».
По паспорту разгон машины с нуля до ста занимает 22 секунды, что соответствует действительности на хорошей ровной трассе, хорошо отрегулированном карбюраторе, живом, бодром моторе и отсутствии сильного встречного ветра. Максимальная скорость – 140 км/час. Расход топлива по паспорту в городском цикле около 9.5 литров на 100 км, плюс-минус литр это тоже соответствует действительности.
Салон можно назвать лаконичным, передние сидения можно было разложить, образовав спальные места, удобными их, как и сами сидения, назвать не получается. Вообще, по эргономике места водителя «копейка» отставала от Москвича 412, но это тема отдельной статьи.
За время производства ВАЗ-2101 и её модификация ВАЗ-21011 с двигателем 1.3 литра, с 1970 по 1988 год было выпушено 2.7 миллиона машин. «Копейка» пользовалась популярностью не только внутри страны но и за рубежом, куда экспортировалась под красивым названием «LADA», причем не только в страны соцлагеря, но и во Францию, Британию, Швецию, Австрию, поставлялась в Африку и на Кубу, где «копейки» ездят до сих пор.
У нас же «копейку» можно встретить и сейчас, наверное, в любом уголке страны, по большей части, конечно, в глубинке, где не простота конструкции, неприхотливость и доступность запчастей в ближайшем сельском магазине ценятся больше, чем топовая комплектация разных новых европейских и корейских представителей автомобильного масс-маркета. В то же время, несмотря на распространённость «Жигулей», найти сейчас достойный экземпляр ВАЗ-2101, в оригинале, с кузовом не подвергавшимся переварке и перекраске в 10-й раз, очень сложно. Хорошо сохранившиеся ВАЗ 2101 – полноценные янгтаймеры, представляющие собой уже коллекционную ценность, и стоят уже соответствующих такой ценности денег, а обычную «копейку» можно купить за 10-25 тыс. рублей.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле — пишите.