Перегрев двигателя последствия
Перегрев двигателя последствия
Перегрев двигателя: причины и последствия
С такой проблемой, как перегрев двигателя, автомобилистам порой приходится сталкиваться не только летом, когда температура окружающего воздуха переваливает далеко за отметку +30 °С, но и зимой, когда, казалось бы, никаких «внешних» условий для этого нет. Для того чтобы правильно реагировать на появление данной проблемы очень важно понимать причины перегрева двигателя и последствия к которым он приводит.
Причины перегрева двигателя
Пар из под капота — типичный признак перегрева двигателя
Причину перегрева двигателя могут определить профессионалы станций технического обслуживания, однако самим владельцам авто все же нужно иметь представление о том, вследствие чего температура двигателя может повышаться до опасных пределов.
Основные причины перегрева двигателей внутреннего сгорания, которыми оснащаются современные автомобили, следующие:
- Пониженный уровень охлаждающий жидкости в системе;
- Проблемы с термостатом;
- Засорение радиатора;
- Неправильная работа системы зажигания;
- Проблемы в функционировании водяного насоса;
- Налет в полости охлаждения мотора;
- Отложения в камерах сгорания.
Каждая из этих возможных причин заслуживает отдельного рассмотрения и пояснения.
Пониженный уровень охлаждающий жидкости в системе
Эта причина является как самой тривиальной, так и самой распространенной. Суть ее проста: того объема жидкости, которая находится в системе, просто недостаточно для обеспечения эффективного охлаждения двигателя. Чаще всего охлаждающая жидкость просто вытекает через трещины в картере мотора, и диагностировать такую неисправность можно по соответствующим потекам. Иногда бывает так, что трещина следует в камеру сгорания, и это действительно очень опасно. Дело в том, что может произойти гидроудар и тогда двигатель просто заклинит.
Проблемы с термостатом
Теромстат — это устройство, которое в зависимости от текущего режима работы двигателя внутреннего сгорания направляет охлаждающую жидкость или по большому, или по малому кругу. Соответственно, если он выходит из строя, то перенаправление охлаждающей жидкости не происходит, вследствие чего мотор может начать перегреваться если жидкость циркулирует только по малому кругу. Зачастую термостат перестает выполнять свой функции из-за низкого качества антифриза, который губительно влияет на его механизм.
Засорение радиатора
Засорение радиатора — это еще одна из распространенных причин перегрева двигателя. В его «сотах» скапливается грязи и пыль, в результате чего он перестает эффективно отводить тепло в окружающую среду. В результате этого в системе охлаждения двигателя циркулирует горячая жидкость, и поэтому он перегревается. Нередко случается так, что вентилятор не обеспечивает должный обдув радиатора из-за того, что ослаб ремень его привода.
Неправильная работа системы зажигания
Если имеются ошибки в регулировке зажигания, то момент сгорания топливной смеси несколько сдвигается по времени относительно того, в который оно должно происходить. Вследствие этого выпускные клапаны открываются в момент горения, а часть пламени попадает непосредственно в головке блока цилиндров. Это и поводит к перегреву.
Проблемы в функционировании водяного насоса
Поскольку охлаждающая жидкость курсирует по контурам принудительно, то если неисправен перекачивающий ее насос, то двигатель также неизбежно будет перегреваться. В этом устройстве могут иметься дефекты лопастей, нередко просто заклинивает вал, на котором они располагаются. Случается и так, что падает натяжение приводного ремня.
Налет в полости охлаждения мотора
Он чаще всего образуется тогда, когда в систему охлаждения двигателя заливается некачественная охлаждающая жидкость. Со временем компоненты, имеющиеся в ее составе, образуют налет на трубках и стенках полостей. Такой налет играет роль своеобразной «шубы», и поэтому отдача тепла от нагретого картера мотора к охлаждающей жидкости происходит с гораздо меньшей эффективностью, чем это необходимо. Как следствие, двигатель перегревается.
Отложения в камерах сгорания
Эта причина перегрева наиболее характерна для тех силовых агрегатов, которые эксплуатируются уже в течение достаточно длительного периода времени. Отложения на стенках камеры сгорания образуются потому, что в нее попадает слишком много масла. Оно начинает сгорать, а нагар осаждается на стенках цилиндров. В результате образуется слой изолятора, причем характерно, что вызванный им перегрев мотора соответствующими датчиками не фиксируется. Опытным водителям, однако, известно, что о такого рода проблеме свидетельствует что из выхлопной трубы идет сизый дым.
Последствия перегрева двигателя
Последствия перегрева: нормальный поршень (сверху) и поршень с задирами (снизу)
Последствия такого неприятного явления, как перегрев двигателя, могут быть достаточно серьезными, и поэтому как только обнаруживаются признаки этой проблемы, необходимо найти и устранить ее причины. В результате того, что двигатель в течение длительного времени работает в условиях повышенной температуры, деформируется головка блока цилиндров. Вследствие этого система охлаждения и система смазки мотора разгерметизируются, смазочная жидкость попадает в антифриз, а охлаждающая — в масло.
Еще одним последствием того, что двигатель перегревается, является выход из строя маслосъемных колпачков клапанов. Следует заметить, что постоянного воздействия повышенной температуры не переносят даже самые лучшие силиконовые модели. В результате того, что маслосъемные колпачки перестают функционировать должным образом, автомобиль начинает потреблять чрезмерно много масла, из выхлопной трубы следует сизый дым.
Еще одними важными деталями двигателей внутреннего сгорания, на которые пагубно воздействует перегрев, являются поршневые кольца. Они теряют упругость, оставляют на стенках цилиндров задиры. Кроме того, от повышенной температуры масло теряет вязкость и становится жидким, вследствие чего эффективность смазывания трущихся деталей резко падает. Это чревато заклиниванием мотора, после которого нужно производить его капитальный ремонт.
Признаки перегрева двигателя
Лучше всего о перегреве двигателя свидетельствует датчик его температуры. Косвенным признаком перегрева может быть стук двигателя при нажатии на газ, который происходит из-за детонации, отключение печки или снижение мощности двигателя.
Как уже было отмечено выше, важным признаком перегрева являются потеки на картере, а также видные невооруженным глазом деформации ГБЦ (головки блока цилиндров). Кроме этого свидетельством того, что двигатель перегревается, является деформированная окантовка прокладки, потемнения стенок расширительного бачка и хлопья в охлаждающей жидкости.
Читайте также: Антифриз красный, зеленый и синий — в чем разница?.
Перегрев двигателя последствия
Последствия перегрева мотора.
Всё, что здесь написано не является аксиомой. У каждого мотора есть свой слабые и сильные стороны.
Некоторым достаточно хорошо покипеть, что бы появились серьёзные проблемы, а другой заклинит от перегрева, потом остыв заводишь и едешь дальше без проблем.
Исходя из своего опыта, делаю некоторые заключения.
Стрелка указателя температуры показывала перегревы при езде в кору, при этом из включенной печки отопления дул холодный воздух а должен быть горячий. Мотор в нутрии булькатит но из расширительной пробки пар не давит, При съезде с сопки мотор охлаждается до нормы. Можно сказать на 99 процентов от 100 уверенностью, что мотору ничего не будет. Но не стоит искушать судьбу, надо находить причину неисправности иначе вам когда нибудь и достанется этот самый 1 процент.
Двигателю который вскипел и после того как он остынет в него доливают 0,5 или 1,5 литра тосола, как правило ничего не бывает. Даже маслосъемные колпачки не испивают задубеть от перегрева (резина теряет пластичность и становится как деревянной, после чего она перестаёт снимать масло со штока клапана). Однако если вы не однократно перегревали так мотор, то последствия всё равно появятся. Например стоит вам снять будет головку и её тут же немного поведёт. И вам придётся её шлифовать.
Двигатель в который пришлось долить тосола 2. 3 литра не считая расширительного бочка уже как правило имеет напряжения в головке блока. Но если после мотор ведёт себя нормально и тосол никуда не исчезает то можно будет ездить дальше. Уже не одна машина так кипела и продолжала после этого ездить. Главное в этом случае не открывать пробку расширительного бочка или радиатора. И желательно после этого поменять масло в моторе. И головку придется шлифовать и будут проблемы в ней. Об этом написано ниже.
А вот если вам пришлось долить в мотор от 3 до 5 литров или половину объема охлаждающей жуткости, которую заливают в систему охлаждения. Ну тогда у вас проблемы будут обеспеченны. Даже если мотор и будет после работать. То у вас как минимум будут проблемы в головке и большая вероятность залегания колец от кокса. Но отступления от правила и здесь есть.
Если у вас охлаждающая жуткость ушла из мотора очень быстро например сорвало патрубок с радиатора или резко и стремительно расползся шов на радиаторе. То в этом случае мотор заклинит от перегрева очень быстро где нибудь на светофоре. И вам достанутся больше шансов, что вы отделаетесь только устранением течи и заливкой свежего тосола. А вот если у вас лопнул приводной ремень помпы, в шланге образовалась не сильная течь или заклинил термостат. То двигатель в этом случае будет гораздо дольше перегреваться и намного интенсивнее. Прежде чем вы заметите, что у вас закипел мотор и после этого мотор встал. В этом случае очень большая вероятность, что мотор сразу пойдет в капитальный ремонт. Тем более, если головка блока из алюминия.
Постоянный перегрев мотора правда мотор при этом не кипит, довольно существенно уменьшает жизнь мотору. Дело в том, что сквозь перегретый блок проходят масляные каналы с масло. Это масло и перегревается выше нормы пройдя через каналы. И когда оно поступает в зазор между колен валом и вкладышем. Масло уже слишком жуткое от перегрева и коленвал уже начинает ударятся об бобит вкладыша истирая их очень быстро. Особенно если это масло совсем не того качества, что написано на этикетки. И самое неприятное, что чем старее масло в моторе тем оно как правило становится жиже. Присадки вырабатываются! Уже не раз подмечал, что у машин имеющих старое масло при резком манёвре или торможение, зажигается лампочка давления масла. Стоит поменять масло как лампочка при таких манёврах перестаёт гореть. И дело было здесь не только в том, что масло заливали после замены до нужного уровня.
Турбина очень боится перегрева, так как все детали в ней имеют очень маленькие зазоры. И перегретое выше нормы масло совсем её не к чему. Если она после перегрева мотора начила верещать. Значить у вас появились проблемы.
Последствия сильного перегрева для цилиндра поршневой группы. Головка поршня в нормально работающем моторе нагревается, примерно до температуры 220 градусов. Теперь представьте себе что мотор вскипел уровень охлаждающей жидкости опустился ниже уровня где работают поршня. Поршень перестанет охлаждаться и начнет нагреваться. Головка поршня нагреется выше 220 градусов и не редко масло которое поступает туда для смазки просто выкипает оставляя после себя кокс. Масло то кипит при температуре где то 260 градусов. Кольца закоксовываются и всё. Компрессий потом не будет, кольца залегли. Ясно дело, что он при этом начнёт расширятся и начнёт вклинить об стенки цилиндров. Не редко при этом у поршней отрывает юбки. Но это уже надо ну очень серьёзно перегреть мотор. Если вы боитесь, что вы серьёзно подогрели двигатель, то лучше после этого сразу поменять масло в моторе. Некоторые присадки в масле просто не любят перегрева. К тому же в каждом масле есть присадки которые имеют моющие свойства в старом масле их уже почти не будет. В новом масле эти присадки тут же начнут вымывать все коксовые и асфальтовые отложения. А вот синтетическое масло имеет температуру кипения примерно на 20 градусов выше минеральное. Поэтому это масло и используют в высоко нагруженных (форсированных) моторах. Если после перегрева у вас пропала компрессия. Сначала попробуете кольца отмочить. Я это делаю керосином или жуткостью для розжига углей. Она тоже сделана на основе нефти. Не помогло. Вынимайте поршневую так как очень большая вероятность, что у вас ещё и кольца поломались. Я уже не говорю о том, что при большом перегреве кольца теряют довольно значительную долю своих качеств. Например они становятся мягче и теряют упругость.
Последствия перегрева для головки.
Двигателя имеющие чугунные головки лучше переносят перегрев. Что не скажешь о алюминиевых головка. Их скручивает иною раз побольше 0,5 миллиметра по привалочной плоскости. При этом из чугунных головок дизелей начинают вываливаться форкамеры. Ничего страшного их надо закернить только и они не будут вываливаться. Главное, что бы керна не делались там где проходит стальная окантовка прокладки. Хуже будет если в головке от перегрева образуется трещина. В этом случае головку только на выброс!
На всех головках без исключения если их повело от перегрева, (особенно у алюминиевых) возникают скрытые напряжения. Которое уводит притертые клапана в сторону. Вы меняете напровляющие клапанов, шарошите сёдла клапанов притираете клапана ИДЕАЛЬНО и поставите головку на мотор. Но скрытый дефект будет не устранен и он тут же начнет девствовать. Сначала это будет выглядит так. Вы собрали мотор расточили блок поменяли на новую поршневую. Проверяете компрессию а она несколько занижанна от того, что должно быть. Например на моторе со степенью сжатия 7 у вас компрессия 8 на некоторых цилиндрах. а должно быть 8,5. Немного низковато, почему то ? вы списываете это на не притёртую поршневую. Через день другой проверяете компрессию а она 7,5. Ой, что это и как это понимать ? А дальше будет хуже через год два или 15. 40тыс километров. В этих самых цилиндрах компрессия упадёт до 4. 2 или и вовсе пропадёт. А дело в том, что скрытые напряжения уводят постепенно клапана от центра их работы (притёртость клапанов по седлу при герметичности должна быть 0,002мм) и клапан начнёт стачивать односторонне седло. Это ещё не самое худшее. Хуже то, что при этом, клапан начинает клинить и когда нибудь просто напросто порвёт зубчатый ремень привода ГРМ. После того как на моей первой машине вдруг после ремонта порвало ремень ГРМ. Я тогда отделался только испугом (до ближайшей мастерской в тайге было 200 туда и обратно) а когда и компрессия начала пропадать. Занялся этой проблемой в плотную. Скажу честно на решение этой проблемы ушло два года. Тогда ещё Интернет был только для богатых а книг в нашем захолустье недостать было. А смущало то, что при ремонте головок ГАЗонов такая проблема наблюдалась только в первичной форме. Некоторая недостаточность компрессий! И всё. Дальше проблема развивала крайне редко. Почему ? А дальше мой доводы и выводы. Вам уже мой дорогой читатель принимать решение. Взять это на веру или нет ?
А дело вот в чём. На ГАЗоновских головках не менялись при ремонте направляющие клапанов на новые. Больно хлопотное это дело. Разумеется болтающиеся в них клапана при работе мотора, теряли некоторую компрессию. Но на это махали рукой. Все равно машина не моя! Но зато когда скрытые напряжения начинали уводить оси направляющих от центра. Из-за того что клапана просто болтались в направляющих втулках 0,2мм (была норма) это не сказывалось на увод клапанов от центра. А вот на новом клапане и направляющей втулке где зазор в направляющих 0,03. 0,08, компенсирующего зазора при уводе клапана от центра уже НЕТ. И клапан начинает уводить от седла в сторону. Здесь самое главное, что бы клапан немножко увело в сторону а дальше болезнь уже прогрессирует без помощи скрытых напряжений. И уводит их бедный, аж на 1. 1,5мм в сторону от седла клапана. Это если у вас цепной привод как на НИВЕ. При приводе ГРМ от ремня, ремень просто порвёт. А какой компрессии здесь можно говорить! Получается, что фиговый ремонт здесь по неволи играл положительную роль. А кто бы мог подумать ?
Как снять скрытые напряжения с головки блока. На уазовском форуме один участник написал, что он для этого помещал головка в газовую духовку (можно и в электрическую) и постепенно (это значить сначала 100 затем через пол часа 150 и тогда лие) нагревая её до 200 и 250 градусов, после держал головку там 2. 3 часа после этого также плавно давал головке остыть. Полностью с ним согласен. В этом случае происходит снятие напряжения в структуре метала. Есть и второй способ. Которым пользовался я. Я заприсовывал новые направляющие клапанов, шарошил, одевал клапана и притирал их и вставив пружины засухаривал все клапана. После этого выносил головку на улицу (если на улице была зима, и чем холоднее тем лучше) через пол дня заносил головку назад в тепло, когда головка отогревалась ложил её на батарею для дальнейшего нагрева. И так делал несколько раз. Получалось, что головка нагреваясь и охлаждаясь, дышала стремилась к своему истинному положению, а если у неё имелись скрытые напряжения то её, образно говоря крутило и кривило. После чего некоторые клапана начинали не слабо течь, при проверке на герметичность. Если обнаруживалось, что клапана текут, что означало, что у головки скрытые напряжения. Рассухаривал не держащие клапана и заново шарошил их сёдла (как правило притереть через пасту слишком долго и не всегда давало положительный результат) и притирал клапана. после этого ещё раз прогонял головку через холод и горячо. Как правило уже все клапана хорошо держали лишь изредка некоторые особо упёртые мокрили. После этого разбирал первый клапан заново его притирая, собирал назад и брался за второй и таким образом притирал все клапана заново в порядке очереди. Всё теперь головка готова, её плоскость можно шлифовать.
Кстати забыл сказать у головки которую повело от перегрева, симптомы внутренних напряжений проявляются так. Её зашлифовали поставили на несколько дней или притерев клапана собрали и положили опять полежать. Перед тем как поставить на блок её снова ради проверки шлифуют а у неё опять прилегающая к блоку плоскость, искривлена на 0,1 . 0,2мм
Сошлифовать с головки 0,5мм. ничего страшного. У моего бати головка была сошлифована на 0,7мм. Поставил промежуточную прокладку и перевёл машину на 80 бензин.
Перегрев двигателя: последствия и основные причины
Нормальная работа системы охлаждения двигателя является одним из важнейших условий для максимального увеличения срока службы и ресурса силового агрегата. Также различные неполадки указанной системы в ряде случаев приводят к серьезным последствиям.
В одних случаях последствия перегрева двигателя устраняются путем ремонта, который обычно оказывается весьма затратным. Также распространенной ситуацией становится то, что после перегрева мотора силовая установка не подлежит восстановлению и нужен новый или контрактный мотор.
В этой статье мы рассмотрим, по каким причинам возникает перегрев двигателя, последствия перегрева бензинового и дизельного мотора, а также что делать водителю в подобной ситуации.
Основные причины перегрева двигателя
Начнем с того, что любой двигатель внутреннего сгорания проектируется так, чтобы большую часть времени агрегат работал в строго ограниченном температурном диапазоне. Если проще, холодный мотор после запуска сначала выходит на так называемые рабочие температуры (прогревается), после чего система охлаждения удерживает нагрев в заданных пределах.
Как правило, многие современные двигатели работают с учетом диапазона нагрева охлаждающей жидкости, который в среднем составляет 85-100 градусов по Цельсию. Это значит, что система охлаждения не позволяет температуре ОЖ как опуститься ниже минимальной отметки, так и превысить максимальный порог.
Постоянное поддержание рабочей температуры двигателя необходимо по причине того, что именно при таком нагреве технические жидкости имеют нужную текучесть, зазоры между деталями ДВС приходят в расчетную норму в результате температурного расширения, топливо расходуется и сгорает наиболее эффективно и т.д.
С учетом вышесказанного становится понятно, что исправная система охлаждения всегда будет стремиться поддерживать рабочую температуру. При этом определенные сбои могут привести к тому, что мотор может перегреться, причем как летом, так и зимой.
Единственное, в холодное время года от системы охлаждения не требуется максимума эффективности благодаря низкой температуре наружного воздуха. В этом случае, как правило, возникновение определенных проблем может оставаться незамеченным до того момента, пока не повысится температура воздуха за бортом.
Итак, к перегреву двигателя обычно приводит некорректная работа системы охлаждения. В списке основных причин следует выделить:
- утечку охлаждающей жидкости;
- нарушение герметичности системы;
- затрудненную циркуляцию ОЖ;
- выход из строя элементов системы охлаждения;
Утечки и разгерметизация приводят к тому, что в системе охлаждения падает уровень ОЖ, образуются воздушные пробки и т.д. Вполне очевидно, что снижение уровня в расширительном бачке является поводом для диагностики. Вытекать жидкость может по вине растрескавшихся патрубков и шлангов, образования трещин в радиаторе, в результате повреждения прокладок и т.п. Если ситуация аварийная, тогда можно воспользоваться герметиками системы охлаждения типа «стоп-течь». Также в ряде случаев помогает ремонт радиатора.
- Теперь давайте поговорим об ухудшении циркуляции ОЖ по каналам. Как правило, основной причиной является забитый изнутри радиатор. Дело в том, что использование тосола или антифриза низкого качества, несвоевременная замена жидкости или заправка обычной воды в систему охлаждения приводит к тому, что в сотах радиатора происходит образование накипи, скопление загрязнений и отложений. В этой ситуации нужна промывка системы охлаждения.
Еще добавим, что снаружи радиатор охлаждения также может быть покрыт слоем пыли, грязи и пуха. В результате теплообмен в радиаторе ухудшается, а в совокупности с забитыми сотами ОЖ не охлаждается должным образом. По этой причине необходимо периодически промывать радиатор как изнутри, так и снаружи.
- Если говорить о поломках, из строя чаще всего выходит помпа (водяной насос) и термостат. Сбои в работе или полный отказ помпы приводят к тому, что жидкость перестает нормально циркулировать по каналам системы охлаждения. К этому может привести значительный износ или разрушение крыльчатки, неисправности привода помпы и т.д. Для проверки рекомендуется диагностировать состояние помпы на ТО и менять данный элемент строго по регламенту.
Что касается термостата, задачей данного элемента является возможность пропускать ОЖ из малого круга (рубашка охлаждения двигателя) по большому кругу (через радиатор). В норме пока мотор нагревается, жидкость циркулирует только по малому кругу, после определенного прогрева термостат открывает большой круг.
Если не происходит такого открытия или термостат открывается не полностью (клинит), тогда ОЖ не имеет возможности попасть в большой круг и охладиться в радиаторе. Результатом становится перегрев мотора.
Также следует добавить, что перегрев двигателя может возникать и по другим причинам. Например, выход из строя вентилятора системы охлаждения или езда с небольшой скоростью на максимально высоких оборотах и пониженных передачах обычно приводят к тому, что двигатель «закипел».
Еще можно выделить случаи, когда появляется трещина в блоке или головке блока цилиндров, прогорает или пробивается прокладка ГБЦ. В этом случае возникает или утечка охлаждающей жидкости, которая попадает в моторное масло, или же газы из камеры сгорания начинают попадать в систему охлаждения.
Добавим, что частой причиной перегрева мотора после зимы является банальная невнимательность автовладельцев, которые забывают снять дополнительный утеплитель капота и подкапотного пространства с приходом тепла. Например, если оставить автоодеяло даже в тех случаях, когда наружная температура не превышает 3-5 градусов тепла, все равно может возникнуть перегрев ДВС.
Если водитель перегрел двигатель: последствия для мотора
Как правило, специалисты выделяют несколько вариантов перегрева двигателя:
- слабый или локальный;
- перегрев мотора средней тяжести
- сильный перегрев, повлекший поломку и/или заклинивание ДВС;
В разных случаях последствия будут зависеть от того, какая степень перегрева была допущена. Если температура повышена, но не дошла до критической отметки и водитель своевременно заметил проблему и быстро заглушил агрегат, тогда высока вероятность того, что мотор останется в исправном состоянии.
Как правило, в этом случае перичиной становится сбой в работе вентилятора, ухудшение производительности помпы, подклинивание термостата.
- В том случае, когда перед остановкой перегретый двигатель работал и не заклинил, тогда такой перегрев можно отнести к среднему. Однако если из-под капота виден пар, температура ДВС на шкале приборов поднялась до красной зоны, тогда последствия могут быть куда серьезнее.
Речь идет не только о прогаре прокладки ГБЦ, но и о разрушении поршневых колец, оплавлении поршней, деформации привалочной плоскости головки блока цилиндров (головку «повело»), появлении трещин в корпусе головки, на тарелках клапанов и т.д.
- Внезапная остановка мотора является признаком критического перегрева. В этой ситуации агрегат может просто заглохнуть в результате повреждения его деталей и узлов. Также силовая установка может заклинить, что проявляется в виде резкого удара и прекращения работы ДВС.
Последствия такого перегрева разрушительные, происходит оплавление и прогар поршней, расплавленный материал стекает на стенки цилиндров. Моторное масло перегревается и коксуется, нагруженные пары трения разрушаются, на коленчатом валу расплавляются шатунные и коренные вкладыши. В ряде случаев коленвал может сломаться, поршни могут пробить стенку блока цилиндров и т.п.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие основные неисправности встречаются в системе охлаждения двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о частых неполадках указанной системы, а также о способах диагностики и ремонта.
Как видно, в последнем случае восстанавливать такой мотор обычно бывает нецелесообразно с экономической точки зрения. Получается, сильно перегретый и разрушенный двигатель требует полной замены на новый или контрактный силовой агрегат.
Как уберечь двигатель от перегрева
На многих автомобилях имеется отдельный указатель температуры ОЖ, который вынесен на приборную панель. Однако во время езды не всем водителям удается своевременно заметить рост нагрева и остановить двигатель.
Еще отметим, что некоторые машины дополнительно оснащены звуковой сигнализацией, указывающей на недопустимое повышение температуры, но такая опция есть только на отдельных современных ТС, да и то не всегда. По этой причине необходимо уметь замечать характерные признаки в движении, которые могут указать на перегрев.
- Прежде всего, нужно выработать привычку периодически контролировать температуру ОЖ на панели приборов во время движения.
Низкий уровень тосола или антифриза в системе приводит к тому, что из печки не идет теплый воздух. Также из внутрисалонного отопителя не будет подачи горячего воздуха в том случае, когда ОЖ кипит. В результате закипания в системе образуется воздушная пробка.
Как действовать при перегреве двигателя в авто
Кто больше всех остальных ждал лета в России? Не те, кто хотел поскорее отправиться на море и даже не те, кто долго работал, чтобы заслужить 2-недельный отдых. Больше всех остальных наступления летнего сезона ждали дачники, предвкушая, как они повезут рассаду на дачные участки. Многие из них в качестве средства для передвижения до загородного дома выбирают автомобиль — удобный и практичный транспорт, если бы не одно но.
Езда в пробках представляет большую опасность для автомобилей с неисправной системой охлаждения
С наступлением летнего сезона на дорогах увеличивается транспортный поток. Все дело в дачниках и путешественниках, которые уезжают из города и заполоняют дороги, создавая на них пробки. В таких условиях, да еще и в жаркий летний день, автомобиль и все его агрегаты работают на пределе своих возможностей. Рано или поздно это приводит к перегреву двигателя. Не все граждане, которые прошли обучение в автошколе, могут составить краткий порядок действуй в случае, если перегрелся мотор, именно отсюда и возникают наиболее распространенные ошибки.
Недостаточное охлаждение двигателя может быть вызвано разными причинами — неисправность термостата, течь в патрубках или радиаторе, проблемы с помпой. Если не заметить дефект вовремя или закрыть на него глаза, тепловая нагрузка для силового агрегата может привести к его недостаточному охлаждению, а значит — к перегреву. Дорогостоящий ремонт — вот крайняя точка такой проблемы. Поэтому при движении в плотных пробках следует периодически обращать внимание на показания приборов.
Если стрелка температуры охлаждающей жидкости уже ползет к красной зоне, важно предпринять несколько шагов, чтобы не загубить мотор до конца. К сожалению, езда в пробках представляет большую опасность для автомобилей с неисправной системой охлаждения. Тепло выделяется не только двигателем, но и идет от асфальта под капот. К этому можно прибавить общую повышенную температуру автомобильного потока. Именно так стрелка доходит до критической красной зоны.
Как только транспортное средство окажется на краю дорожного полотна, не нужно сразу глушить мотор. Нужно оставить автомобиль в таком состоянии — с включенной на максимум печкой и открытым капотом
Если проблема уже произошла, первое, что следует сделать, включить печку и поставить максимальную температуру обогрева. Но при этом нужно позаботиться и о себе — чтобы не получить перегрев, следует открыть окна. Такой способ нужно применить, чтобы сохранить время, пока автомобиль будет пробираться к обочине.
Как только транспортное средство окажется на краю дорожного полотна, не нужно сразу глушить мотор. Нужно оставить автомобиль в таком состоянии — с включенной на максимум печкой и открытым капотом. Температура сразу должна начать падать. Распространенная ошибка — сразу после остановки заглушить мотор. Вместе с двигателем в таких условиях останавливается помпа, которая гоняет охлаждающую жидкость по системе. Мотор не остывает, а продолжает некоторое время греть сам себя, так как по контуру не циркулирует антифриз.
Следует отпускать педаль газа и двигаться накатом. Так вы сможете приостановить подачу топлива, а мотор будет работать вхолостую
Не стоит открывать крышку расширительного бачка, если температура жидкости за пределами нормы. Можно получить серьезный ожог и облить проводку под капотом. Есть еще один способ охлаждения мотора на ходу, но для этого вокруг должно быть достаточно пространства для маневров. Следует отпускать педаль газа и двигаться накатом. Так вы сможете приостановить подачу топлива, а мотор будет работать вхолостую. Торможение двигателем всегда показывает эффективность при такой проблеме. Топливо не подается в систему, а значит перестает выделять лишнее тепло. Кроме того, в подкапотное пространство проникает воздушный поток через радиатор.
Такие способы помогут в единичных случаях. Если перегрев силового агрегата наблюдается постоянно, при возможности нужно посетить сервис или на время отказаться от эксплуатации транспорта.
Итог. Перегрев силового агрегата — серьезная проблема, которую часто можно решить прямо в пути. Если неисправность заключается в недостаточном количестве антифриза или поломке составляющего элемента, это стоит своевременно решить.
Перегрев лодочного мотора
Без сомнения, подвесные лодочные моторы являются самым изобретательным движителем для маломерных судов (надувных лодок, катеров и т.п.); это полностью автономная силовая установка, они бывают разных размеров, и их удобно обслуживать и перевозить.
Однако, иногда их неоспоримая полезность может стать как благословением, так и проклятием. Люди зачастую забывают во время эксплуатации моторов, что они не неубиваемые, что в итоге неизбежно приводит к проблемам.
Одной из наиболее распространенных ситуаций выхода лодочного мотора из строя подвесного – это перегрев во время эксплуатации. Существует множество различных причин, по которым это происходит: сюда можно отнести засорения или повреждения узла в системе охлаждения, низкий уровень моторного масла (для 4-х тактных моделей) или неисправного термостата.
Хотя большинство производителей рекомендуют обслуживать подвесные лодочные моторы каждые 100 моточасов или каждый год, вы не всегда можете предугадать, когда какая-то деталь выйдет из строя, поэтому важно знать, что может пойти не так и как исправить эту проблему.
Категорически нельзя игнорировать факт перегрева лодочного мотора (даже кратковременный), потому что повреждение (например, треснувшая головка блока цилиндров или деформированные цилиндры) и последующие затраты на ремонт будут намного больше, чем первостепенное устранение проблем, которые явились причиной перегрева.
Неисправная помпа
Используя все преимущества частичного погружения в воду, подвесные лодочные моторы имеют водяную систему охлаждения, используя конструкцию “открытой системы”, которая использует воду, по которой движется лодка, для охлаждения двигателя; отсюда и знакомая “контрольная струя” или “контролька”, которая должная постоянно вытекать из мотора во время работы двигателя.
Если помпа, которая втягивает морскую или пресную воду, выходит из строя, вы немедленно остаетесь без охлаждающей воды. Действительно, причиной выхода помпы из строя может быть недостаток воды в системе охлаждения, т.к. именно вода является для помпы смазывающей жидкостью и позволяет ей эффективно охлаждать мотор.
По контрольной струе вы сможете безошибочно определить неисправность помпы системы охлаждения, если температура вытекающей воды значительно выше чем обычно. Это зачастую указывает на то, что помпа не прокачивает или плохо прокачивает воду через систему и через теплообменник/выпускной коллектор и следовательно не рассеивает тепло от блока двигателя достаточно быстро.
Проблемы с крыльчаткой
Если водяной помпе дать поработать на сухую даже в течение короткого промежутка времени, это может привести к катастрофическим последствиям для одной очень важной части насосного узла – крыльчатки.
Крыльчатка – это небольшой вращающийся пропеллер, подобный тому, который втягивает охлаждающую воду в двигатель. Крыльчатка исключительно изготавливается из резины потому, что это экономически выгодно и резина устойчива к воздействию песка и других материалов, которые могут случайно попасть в систему охлаждения вместе с водой.
Сравнение старой и новой крыльчатки
К сожалению, недостатком резиновой крыльчатки является то, что если она работает “всухую” она не будет никак охлаждаться смазываться и быстро перегреется, распадется или даже расплавится.
Отсутствие крыльчатки – это отсутствие охлаждения, а это в свою очередь приведет к перегреву двигателя. Хорошая новость заключается в том, что замена крыльчатки не является какой либо сложной задачей, если у вас есть стандартный набор гаечных ключей.
Сняв нижний блок (то есть нижнюю секцию двигателя с установленным винтом), так называемый “сапог”, обнажается корпус водяной помпы. Затем его можно открутить и заменить крыльчатку. Более подробно про замену крыльчатки можно посмотреть ТУТ.
Рекомендуется заменить все прокладки, которые обычно входят в ремкомплект для замены крыльчатки.
Поскольку этот узел системы охлаждения имеет склонностью к выходу из строя, стоит проверять состояние крыльчатки на вашем подвесном лодочном моторе по крайней мере в начале каждого сезона, так как вы почти наверняка заметите износ после прошлого сезона, и вы как раз сможете определиться с тем, следует ли её заменить.
Выпускной коллектор
Проблемы с выпускным коллектором лодочного мотора могут привести к серьезным последствиям для двигателя, особенно если трубопровод подвергся коррозии и в него попадает вода из системы охлаждения. Это может привести к полному выходу двигателя из строя, когда вода (которая, как известно, не может сжиматься под давление) попадает внутрь блока двигателя, вызывая деформацию поршней и цилиндров.
С точки зрения перегрева лодочного мотора, выпускной коллектор не обязательно должен быть проржавевшим или неисправным, чтобы вызвать проблемы; а вот закупорка в системе подачи охлаждающей воды уже может вызвать проблемы с перегревом.
Промывка системы охлаждения путем подсоединения шланга к отверстию водозабора обычно достаточно, чтобы смыть любой мусор, но важнее стараться избегать попадания этого мусора в систему. Избегайте использование лодки на мелководье или в других местах, где ил и песок могут случайно всасываться водозабором системы охлаждения.
Низкий уровень масла
Масло – это живительная жидкость любого двигателя, оно обеспечивает смазку всех движущихся частей, снижает износ и продлевает срок службы всех важнейших компонентов.
Без правильного количества масла двигатель не только быстрее изнашивается, но и повышенное трение нагревает цилиндры и поршни, что приводит к всевозможным потенциальным повреждениям.
Итог: Регулярно проверяйте моторное масло, доливайте его по мере необходимости и полностью меняйте масло после указанного в руководстве количества моточасов.
Неисправный термостат
Термостат двигателя на самом деле является “мозгом”, который регулирует рабочую температуру двигателя. Когда двигатель холодный, клапан термостата остается закрытым, позволяя двигателю прогреться, а когда двигатель нагревается, клапан термостата открывается и позволяет охлаждающей жидкости свободно циркулировать.
Проверка работы термостата
Все двигатели на заводе оснащаются термостатом, температурный диапазон работы которого соответствует каждой определённой модели лодочного мотора. И все же, некоторые нерадивые водномоторники снимают термостат (обычно по причине его неправильной работы) что в итоге приводит к перегреву двигателя.
Я бы настоятельно не советовал этого делать по той простой причине, что двигатель тогда будет потенциально работать вне своего безопасного рабочего температурного диапазона, что может привести к перегреву и повреждению двигателя.
Если вы подозреваете, что термостат неисправен, гораздо лучше заменить его на оригинальный или на тот, который точно соответствует его техническим характеристикам. Если вы замените термостат на не оригинальный или на работающий в другом температурном диапазоне, вы получите те же риски при работе мотора, что и при его (термостата) отсутствии.
Неисправность свечей зажигания
В бензиновых двигателях неисправные свечи зажигания могут вызвать целый ряд проблем – от повышенного расхода топлива до вялых ходовых характеристик. Они также могут вызвать пропуски зажигания, которые, по сути, происходят, когда один или несколько цилиндров не работают должным образом из-за неисправной свечи зажигания.
Свечи зажигания после сезона эксплуатации
Есть много симптомов, на которые следует обратить внимание при пропусках зажигания подвесного лодочного мотора, от необычных хлопков и брызг, сильного запаха бензина, до чрезмерной вибрации в результате неравномерного перемещения компонентов в двигателе. Это один из частных случаем, который может привести к тому, что двигатель может заметно нагреться.
На моторных лодках не регистрируют пробег, как на автомобилях, поэтому этот факт используют в качестве аргумента не менять свечи с той же частотой, что и на автомобиле, например, во время ежегодного обслуживания. Однако свечи зажигания в общем-то довольно дешевы, так что замена их каждый год, на мой взгляд, стоит того, особенно если это сдерживает появление более серьезных проблем.
Перегрев моторов с воздушным охлаждением
Если ваш подвесной лодочный мотор имеет воздушное охлаждение (некоторые маломощные модели китайских моторов SeaPro и GlobalMarine), то вам будет простительно не думать о проблемах с системой охлаждения вашего мотора. Но я бы рекомендовал вам всё же внимательно прочитать руководство по эксплуатации и изучить технические характеристики вашего мотора прежде чем делать далеко идущие выводы и полностью снимать с себя заботу об охлаждении двигателя на лодке. Не только сам блок двигателя требует охлаждения, но и редуктор, винт, сцепление так же могут выйти из строя из-за перегрева.
Промывка системы охлаждения мотора уксусом от солей и других отложений
Система охлаждения подвесного лодочного мотора склонна к образованию отложений соли и известкового налета. Это зависит от того, где вы эксплуатируете свою лодку, но в некоторой степени это всегда будет для вас проблемой. Такие отложения могут привести к излишнему нагреву двигателя, так как они могут ограничивать поток охлаждающей воды.
Засоры могут возникать в любом месте системы охлаждения, от термостата до выпускного коллектора, и вам может быть интересно, как очистить эти компоненты, не разбирая полностью двигатель.
Один из самых простых способов избавиться от известкового налета в системе охлаждения – это прокачать через неё раствор уксуса с водой, дабы он вступал в реакцию с этим известковым налетом и разрушил его и вывел его через выпускное отверстие.
Для этого заполните пластиковый контейнер или бочку примерно 2 частями воды и 1 частью белого уксуса, поместите двигатель в контейнер так, чтобы водозабор был погружен в воду, а контрольная струя возвращалась обратно в контейнер и запустите двигатель примерно на 20 минут, но не более (иначе вода слишком нагреется). Дайте воде остыть и повторите процесс ещё несколько раз, и в конце концов вы обнаружите, что многие, если не все, отложения накипи смылись с компонентов системы охлаждения, и, что более важно, давление и поток охлаждающей воды должны быть такими, как у нового мотора.
Перегрев при высоких оборотах
Иногда вы наблюдаете такую ситуацию, когда ваш подвесной лодочный мотор на низких оборотах работает именно так, как ожидалось, но как только вы открываете заслонку, прибавляя газа, он начинает перегреваться.
Есть несколько возможных причин такого поведения двигателя, на самом деле это может быть любая из проблем, рассмотренных выше, но по своему опыту я обнаружил, что изношенная водяная помпа или крыльчатка способны нагнетать в систему охлаждения достаточное количество воды при низких оборотах, но им уже не хватает сил для обеспечения охлаждения двигателя при высоких оборотах. Так что если вы столкнулись с именно такой ситуацией, сначала проверьте крыльчатку и при необходимости замените её.